О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Медитации дыхания

Кирти Цэншаб Ринпоче
 
Наставления Ринпоче были даны в рамках учения о шести йогах Наропы в СПб. в 2003 г. и относятся к подготовительной стадии перед предварительными практиками шести йог.

 
Практика медитации девятичастного дыхания
 
Эта медитация делается как подготовительная перед началом предварительных практик йоги Ваджраяны, чтобы прочистить те каналы, по которым должны двигаться энергитические потоки (санскр.: ваю, тиб.: лунг - ветры). Также это упражнения нужны, чтобы выравнивать дыхание, его регулярность и силу.
 Чтобы проделывать эту медитацию, надо представлять себе, как распределяются каналы в нашем теле. У нас есть центральный (санскр.: Авадхути - Подвижница), правый (санскр.: Расана, тиб.: Рома - Смаковательница) и левый (санскр.: Лалана, тиб.: Кьянгма - Игрунья) каналы. В верхней части тела правый и левый каналы проходят свою траекторию и выходят через ноздри, сначала загибаясь и опускаясь, завершаясь соответственно в правой и левой ноздрях. Центральный канал поднимается до макушки головы, а потом опускается и завершается в межбровье. Это верхние точки завершения каналов. Нижние отверстия расположены в области пупка – на четыре пальца ниже уровня пупка, где отверстия правого и левого канала входят в центральный.
Есть разница между тем, как существуют каналы реально, и как мы созерцаем их для тех или иных целей наших практик. Правый и левый канал продолжаются наже уровня пупка, и они открыты, они доходят до области мочеиспускательного канала и ануса. Но для специальной цели мы созерцаем их как входящие в центральный канал в области пупка.
Что касается того, где проходит центральный канал – то, с точки зрения физиологии, медицины, центральный канал проходит непосредственно внутри позвоночного хребта. Но мы, опять-таки, для целей медитации представляем его как проходящий рядом с центральным каналом, вдоль него - со стороны спины, но перед позвоночником.
То, что касается дыхания и его прохождения по каналам, тоже важно понимать, что мы это мысленно представляем – так что его не касаются какие-нибудь наши физиологические проблемы.
  Мы сидим в позе-ваджра. Руки мы складываем в кулаки, вытянув указательные пальцы таким образом, чтобы большие пальцы легли к основанию четвертых пальцев, а остальные три пальца сверху зажали кулаки. Указательные пальцы вытянуты. И, когда мы сели, сжали пальцы подобным образом и положили на колени, мы заняли позу принятия решения.
В этой медитации проделывается девять частей, или циклов дыхания, которые делятся на три группы.
 I. Вдыхаем через левую ноздрю и выдыхаем через правую - и проделываем это три раза. При этом воздух входит в левую ноздрю, проходит весь путь вниз до области пупка, где переходит в правый канал и начинает подниматься по нему, а выходит через правую ноздрю.
II. Мы вдыхаем через правую ноздрю и выдыхаем через левую - и проделываем это три раза. При этом воздух входит в правую ноздрю, проходит весь путь вниз до области пупка, где переходит в левый канал и начинает подниматься по нему, а выходит через левую ноздрю.
III. Мы вдыхаем и выдыхаем через обе - и проделываем это три раза. При этом воздух входит в обе ноздри, проходит весь путь вниз до области пупка, где они входят друг в друга и поднимаются, выходя через противоположные ноздри.
 
Теперь – каким образом мы используем свои руки при этом:
I. Мы зажимаем правой рукой указательным пальцем правую ноздрю и вдыхаем через левую ноздрю. Затем зажимаем этой же рукой левую ноздрю и выдыхаем через правую ноздрю. Левая рука при этом покоится на колене.
II. Мы зажимаем левой рукой указательным пальцем левую ноздрю и вдыхаем через левую ноздрю. Затем зажимаем этой же рукой правую ноздрю и выдыхаем через левую ноздрю. Правая рука при этом покоится на колене.
III. В данном случае мы не используем руки, но, когда вдыхаем и выдыхаем через обе ноздри, кулаки лежат на коленях. Не следует вдыхать через рот - рот надо закрыть.
 
Вдох должен быть очень медленным. Это не должно быть искусственное дыхание, но следует дышать в том темпе, как для нас это будет естественно.
Что мы созерцаем, стараемся почувствовать при этом – это то, что при прохождении воздуха по каналам, он выталкивает все загрязнения, блокирующие каналы, и выбрасывает их вовне на выдохе. Эти загрязнения можно представлять себе выходящими в форме черного воздуха или дыма.
 
 
Дыхательная медитация кувшинообразного сжатия

(из предварительных медитаций с физическими упражнениями)
 
Возможно, эти медитации произошли из индийских йогических упражнений, использующих позы – асаны. Они важны, так как помогают нам поддерживать здоровое правильное состояние тела, необходимое для практик созерцания.
Что мы стараемся сделать в данных практиках? В основном – это направить движение потоков энергии по каналам, опуская верхние ветры вниз, а нижние поднимая вверх.
 
В упражениях важно следить, чтобы вдохи и выдохи происходили только через ноздри, а не через рот, и делались медленно – настолько медленно, насколько это возможно делать естественно, не напрягаясь.
 
Мы сидим в позе ваджра. Руки мы складываем в кулаки таким образом, чтобы большие пальцы легли к основанию четвертых пальцев, а все остальные пальца сверху зажали кулаки. Мы заняли позу принятия решения.
Затем мы вдыхаем через ноздри – медленно и глубоко и представляем, что заставляем верхние ветры опускаться. Мы толкаем их к уровню брюшного пресса – и в этот момент удерживаем дыхание. И сразу же вослед за тем мы толкаем нижние ветры, поднимая их вверх. При этом, когда мы делаем это, мы на самом деле напрягаем мышцы заднего прохода и перекрываем сам задний проход.
Название практики происходит из формы того пространства, которое образуется, когда сходятся верхние ветры, которые мы опускаем, и нижние ветры поднимаются. Точка их схождения – четыре пальца ниже пупка.
В тот момент, когда вы опускаете ветры, вам следует, закрыв рот, медленно проглатывать и представлять, как вы толкаете ветры вниз. И, опустив их, вы вытягиваете нижние ветры вверх к той же точке. Представляйте себе, что вы сводите эти ветры к точке схождения.
Созерцайте при этом правый и левый каналы. Сознание следует созерцать находящимся в центральном канале – как раз на том же уровне, что точка схождения ветров.
 
Нужно учиться выдерживать дыхание в этот период. Если у вас нет сил выдерживать больше задержку дыхания, вам следует постараться выдохнуть спокойно и обязательно через ноздри. 


 
 
 
Лама Сопа
 
Дыханительные медитации в применении к устранению дефектов состояния ума
 
При возбужденности ума
Иногда наш ум в медитации бывает особо рассеянным, неспособным вообще удерживать объект сосредоточения, такой ум отвлекается всяческими омрачениями, появляющиися в форме мыслей, несущих помехи, или образов. Чтобы обхитрить и расслабить этот беспокойный неугомонный ум, мы може использовать один из двух приемов.
 
I.
Подавляя все другие мысли, мы полностью концентрируемся на своем дыхании (сохраняя естественный темп дыхания) :
  • мы вдыхаем через правую ноздрю и выдыхаем через левую – и так три раза (можно зажимать для этого указательным пальцем вторую ноздрю);
  • мы вдыхаем через левую ноздрю и выдыхаем через правую – и так три раза;
  • мы вдыхаем и выдыхаем через обе ноздри вместе – три раза.
 
Успокоив свой ум таким образом, мы приступаем к своей основной медитации.
 
 
II.
Мы мысленно представляем свое сознание заключенным в круглое семя, размером с горчичное зернышко, в котором есть подразделение на две полусферы – верхняя белого цвета, а нижняя – красная, и это семя находится в нашем центральном канале, на высоте пупка.
Мы сосредотачиваемся на нем до тех пор, пока наше сознание не станет спокойным – и тогда можем приступать к своей основной медитации. 
Это метод, используемый тибетскими йогинами.
 
 
При тупости, вялости ума
Когда наше сознание тупо и мы чувствуем, что увязаем (тонем) умом, что наша визуализация (зрительное воображение) неясна, расплывчата или темна, что у нас недостает энергии для сосредоточения, тогда мы можем мысленно представить (визуализировать), что наш ум заключен в маленькую фасолину (боб) в центральном канале, на высоте пупка. Затем он выстреливает вверх, по центральному каналу, который мы представляем себе как прозрачную (стеклянную) трубку, - и, как стрела, извергается из тела через нашу макушку. Здесь фасолина открывается, и наше сознание освобождается, становясь единым со всеобъемлющим, всеохватным пространством. Мы концентрируемся на этом в течение некоторого времени, а затем возвращаемся к своей основной медитации.
Это специальная методика, использованная великим тибетским йогином Падампа Сангье



вернуться назад