О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Праджняпарамита Хридая сутра

Изречение о самом сердце Запредельной мудрости
  
На санскрите: Бхагавати Праджняпарамита Хридая.
На тибетском: Чом-дэн-дэ-ма Щейраб-ки Парол-ту Чинпэ Ньингбо.
По-русски: Победное (Изречение Будды) «Самое сердце Запредельной мудрости».
 
Так я слышал: - однажды
Блаженный был в Раджагрихе на горе Коршунов,
вместе с большой общиной монахов
и большой общиной Героев Пробуждения - Бодхисаттв.
И тогда Блаженный вошел в самопогружение средоточения
на перечислении элементов бытия (дхарм),
называемое
 "проявления-видимости глубокого".
И в этот миг Герой Пробуждения, Великий Герой
святой Сострадательнозрящий Владыка - Авалокитешвара
рассмотрел всеаспектно Запредельную мудрость
собственно как деяние практики глубокого
и также рассмотрел всеаспектно эти пять совокупностей
как пустые от собственного бытия.
 
Тогда побуждаемый силою Будды
достопочтеннейший Шарипутра
так спросил у Героя Пробужденья, Героя Великого,
святого Владыки Сострадательнозрящего:

- Тот сын рода или дочь рода, кто хочет практиковаться
в Запредельной мудрости 
- деянии глубокого,
как должен тренироваться?

Так спросил – и Герой Пробуждения, Великий Герой,
святой Сострадательнозрящий Владыка
достопочтенному Шарипутре так отвечал:

- Шарипутра, тот сын рода или дочь рода,
кто хочет практиковать
деяние глубокого – Запредельную мудрость,
должен именно так рассмотреть всеаспектно:
"Ведь и пять совокупностей тоже пусты
от собственного бытия!"
- пусть по аткому примеру
подлинно, всеаспектно рассмотрит.

Форма пуста. Пустота – форма.
Помимо формы, нет пустоты. Помимо пустоты, нету формы.
Подобно и ощущение, и различение-распознавание,
и формирующие факторы,
и (первичное) сознание
– все пусты.
Шарипутра, так же – все элементы бытия (дхармы) – пусты.
То есть – без признаков, без рождения, без прекращения,
без загрязнения, без устранения загрязнения,
без убывания, без полноты.
Шарипутра, вот поэтому в пустоте формы нет,
ощущения нет,
распознания-различения нет, формирующих факторов – нет,
первосознания – нет,
глаз – нет, ушей – нет, носа – нет, языка – нет,
тела – нет, ментальности – нет,
формы – нет, звука – нет, запаха – нет, вкуса – нет,
тактильного – нет, элементов бытия – нет.
От сферы глаза до сферы ментальности – всего нет.
И вплоть до сферы первосознания ментального –
ничего этого нет.
Неведения – нет. Уничтожения неведения нет,
и – так дальше: старости и смерти – нет.
И вплоть до уничтожения старости-смерти – нет ничего.
Тому подобно – истин страдания и происхождения
и Прекращения, и Пути - нет.
Исконно-знания – нет, обретения - нет.
Не-обретения – тоже нет.

О, Шарипутра. Вот почему Герои Пробуждения
                                     ради не-обретения
и пребывают зависимо с опорой на Запредельную мудрость,
и, поскольку их нет в сознании препон затмевающих,
                                         - нет и страха.
Превратное полнистью преодолев,
достигают окончательного - нирваны, Преодоления мук.
В трех временах все совершенно существующие Будды,
на Запредельную мудрость тоже так опираясь,
осуществляли непревзойденное истинное полное
Пробуждение – становились явными совершенными Буддами.

Вот почему наговор-речь Запредельной мудрости –
Великоведения речь! Непревзойденная речь!
Подобная бесподобному речь!
Все страдания без исключений совершенно успокаивающая речь!
Поскольку в ней лжи нет, ее должно как истинную понимать.
И говорится наговор – речь Запредельной мудрости так:
ТАД ЯТХА - ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ ПАРАСАМГАТЭ БОДХИ СВАХА
 
О, Шарипутра, Герой Пробуждения, Великий Герой
должен так в глубокой Запредельной мудрости тренироваться.

Тогда Блаженный, из средоточения восстав,
Героя Пробуждения, Великого Героя
святого 
Владыку Сострадательнозрящего
так похвалил: "
Превосходно!" - и еще: -
Прекрасно! Прекрасно! О, дитя рода, это именно так!
О, дитя рода, это именно так!
Так, как ты объяснил, так и следует
в глубоком - Запредельной мудрости практиковаться.
Ведь и все Ушедшие-В-Таковость тоже радуются за тебя!
 
Когда эти слова Блаженныйизрек,
         тогда достопочтеннейший Шарипутра
И Герой Пробуждения,
         Великий Герой святой Сострадательнозрящий Владыка,
И все, кто был в окружении:
         и боги, и люди, полубоги, едоки-запахов (гандхарвы)
и весь мир, - 
возрадовались.
Хвалу воздали тому, что Блаженный изрек.

Так заканчивается махаянская сутра "Святое сердце Запредельной мудрости".




вернуться назад