Праджняпарамита Хридая сутраИзречение о самом сердце Запредельной мудрости
На санскрите: Бхагавати Праджняпарамита Хридая.
На тибетском: Чом-дэн-дэ-ма Щейраб-ки Парол-ту Чинпэ Ньингбо.
По-русски: Победное (Изречение Будды) «Самое сердце Запредельной мудрости».
Так я слышал: - однажды
Блаженный был в Раджагрихе на горе Коршунов,
вместе с большой общиной монахов
и большой общиной Героев Пробуждения - Бодхисаттв. И тогда Блаженный вошел в самопогружение средоточения
на перечислении элементов бытия (дхарм),
называемое "проявления-видимости глубокого". И в этот миг Герой Пробуждения, Великий Герой
святой Сострадательнозрящий Владыка - Авалокитешвара
рассмотрел всеаспектно Запредельную мудрость собственно как деяние практики глубокого - и также рассмотрел всеаспектно эти пять совокупностей как пустые от собственного бытия. Тогда побуждаемый силою Будды
достопочтеннейший Шарипутра так спросил у Героя Пробужденья, Героя Великого,
святого Владыки Сострадательнозрящего:
- Тот сын рода или дочь рода, кто хочет практиковаться
в Запредельной мудрости - деянии глубокого, как должен тренироваться? Так спросил – и Герой Пробуждения, Великий Герой,
святой Сострадательнозрящий Владыка
достопочтенному Шарипутре так отвечал:
- Шарипутра, тот сын рода или дочь рода,
кто хочет практиковать деяние глубокого – Запредельную мудрость,
должен именно так рассмотреть всеаспектно:
"Ведь и пять совокупностей тоже пусты
от собственного бытия!" - пусть по аткому примеру подлинно, всеаспектно рассмотрит. Форма пуста. Пустота – форма.
Помимо формы, нет пустоты. Помимо пустоты, нету формы.
Подобно и ощущение, и различение-распознавание,
и формирующие факторы, и (первичное) сознание
– все пусты. Шарипутра, так же – все элементы бытия (дхармы) – пусты.
То есть – без признаков, без рождения, без прекращения,
без загрязнения, без устранения загрязнения, без убывания, без полноты. Шарипутра, вот поэтому в пустоте формы нет,
ощущения нет, распознания-различения нет, формирующих факторов – нет, первосознания – нет, глаз – нет, ушей – нет, носа – нет, языка – нет,
тела – нет, ментальности – нет, формы – нет, звука – нет, запаха – нет, вкуса – нет,
тактильного – нет, элементов бытия – нет. От сферы глаза до сферы ментальности – всего нет.
И вплоть до сферы первосознания ментального –
ничего этого нет. Неведения – нет. Уничтожения неведения нет,
и – так дальше: старости и смерти – нет. И вплоть до уничтожения старости-смерти – нет ничего.
Тому подобно – истин страдания и происхождения
и Прекращения, и Пути - нет. Исконно-знания – нет, обретения - нет.
Не-обретения – тоже нет. О, Шарипутра. Вот почему Герои Пробуждения
ради не-обретения и пребывают зависимо с опорой на Запредельную мудрость,
и, поскольку их нет в сознании препон затмевающих,
- нет и страха. Превратное полнистью преодолев,
достигают окончательного - нирваны, Преодоления мук. В трех временах все совершенно существующие Будды,
на Запредельную мудрость тоже так опираясь,
осуществляли непревзойденное истинное полное Пробуждение – становились явными совершенными Буддами. Вот почему наговор-речь Запредельной мудрости –
Великоведения речь! Непревзойденная речь! Подобная бесподобному речь! Все страдания без исключений совершенно успокаивающая речь!
Поскольку в ней лжи нет, ее должно как истинную понимать.
И говорится наговор – речь Запредельной мудрости так: ТАД ЯТХА - ГАТЭ ГАТЭ ПАРАГАТЭ ПАРАСАМГАТЭ БОДХИ СВАХА
О, Шарипутра, Герой Пробуждения, Великий Герой
должен так в глубокой Запредельной мудрости тренироваться.
Тогда Блаженный, из средоточения восстав,
Героя Пробуждения, Великого Героя
святого Владыку Сострадательнозрящего так похвалил: "Превосходно!" - и еще: - Прекрасно! Прекрасно! О, дитя рода, это именно так!
О, дитя рода, это именно так! Так, как ты объяснил, так и следует
в глубоком - Запредельной мудрости практиковаться. Ведь и все Ушедшие-В-Таковость тоже радуются за тебя!
Когда эти слова Блаженныйизрек,
тогда достопочтеннейший Шарипутра И Герой Пробуждения,
Великий Герой святой Сострадательнозрящий Владыка, И все, кто был в окружении:
и боги, и люди, полубоги, едоки-запахов (гандхарвы) и весь мир, - возрадовались. Хвалу воздали тому, что Блаженный изрек.
Так заканчивается махаянская сутра "Святое сердце Запредельной мудрости". вернуться назад |