О  Центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font


Поддержите наш центр



Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Про буддийское образование в ФПМТ

Образовательный Интернет-проект «Базовое учение и практика буддизма» (Российский пилотный проект)  
 
Это буддийская образовательная Интернет-программа, построенная на базе тем, медитаций, методик образовательной программы ФПМТ «Открытие буддизма», призванная в ряде аспектов адаптировать ее к российской аудитории и приспособить к дистанционному обучению.
Проект основан преимущественно на лекциях доктора буддийской философии тибетского учителя геше-лхарамбы Джампы Дакпы (монастырь Дрепунг Гоман), прочитанных в рамках проекта в Московской буддийской группе Гандэн Чойкорлинг ФПМТ, а также на авторитетной русскоязычной буддийской литературе.
Перевод, составление, редактирование текстов делается буддологом,  переводчиком Маргаритой Кожевниковой.  Запуск проекта осуществляется орг. группой из двух Буддийских  групп ФПМТ Москвы и Петербурга и волонтерами из петербургской Буддийской группы Арьядевы ФПМТ. Малая пилотная группа студентов набрана из энтузиастов, представляющих разные города и страны и буддийские движения.
 
Программа ФПМТ «Открытие буддизма» (Discovering Buddhism),
существующая на английском языке, – это итог более чем 20-летних  совместных усилий учителей и координаторов духовных программ  международной буддийской организации ФПМТ (включающей около 150 центров в разных странах), под руководством ламы Сопы Ринпоче. 
В буддийской традиции подлинность той или иной линии учения зависит от прямой устной передачи от учителя к ученику, которая идёт от исторического Будды к учителям, живущим в наше время. Цель ФПМТ – сохранить непрерывность этой передачи и обеспечить получение благословений от слов Будды будущими поколениями.
Координаторам духовных программ и образовательному отделу ФПМТ удалось, искусно преодолевая культурные отличия разных цивилизаций, великолепным образом соединить многовековые традиции передачи учения Будды тибетскими монахами, с эффективными и привычными для западных учеников образовательными процедурами, обеспечивая тем самым чистоту и линию преемственности знаний.
Материалы курса «Открытие буддизма» состоят из лекций Далай-ламы, Ламы Еше, Ламы Сопа и др. учителей, прочитанных в разное время, а так же методических материалов для учителей и для учеников. Кроме того,  программа поддерживается широким списком книг наиболее квалифицированных  учителей по темам каждого модуля. Система обучения, которая предполагает лекции буддийских учителей, чтение книг, обсуждение в группах, медитативное освоение пройденных тем, очень и очень эффективна.
Цель программы «Открытие буддизма» – предоставить её участникам прочную основу для практики буддизма Махаяны. Занимаясь по этой программе, студенты обретают прикладное понимание учений Будды, получают опыт личной медитативной практики, в том числе и в длительных затворах, получают умения и навыки, необходимые для того, чтобы сделать свою жизнь более осмысленной.
Этот курс рассчитан приблизительно на два года. Изучив программу курса и выполнив все требования, студенты получают сертификат об окончании.
Принять участие в программе может каждый желающий, независимо от того, хочет ли он только удовлетворить свое любопытство, получить знания, или углубиться в духовные искания и преобразование себя.
Программа «Открытие буддизма» состоит из четырнадцати модулей. В рамках каждого модуля студенты посещают лекции по соответствующим темам, занимаются тематическими медитативными практиками, читают тексты, а также совершают короткие периоды затворничества с интенсивной практикой.
Эта программа не предполагает просто исследования буддизма: она направлена на то, чтобы изменить к лучшему вашу жизнь.
Программа используется во многих центрах ФПМТ по всему миру, а также для домашнего образования.  
            Для того, чтобы и российские студенты могли обучаться по этой уникальной программе на русском языке, в 2008 году Московская группа ФПМТ при финансовой поддержке FPMT International начала работу по созданию русскоязычной версии программы. Организована работа трех переводчиков и опытного редактора по переводу материалов курса на русский язык, общим объемом более тысячи страниц.
 
О программе Интернет-проекта «Базовое учение и практика буддизма» (Российский пилотный проект) 
 
Решая проблему создания проекта Интернет-образования, с учетом отличия русской ментальности и привычных образовательных подходов от западной ментальности, мы приступили к  созданию программы Российского пилотного проекта, ядром которого должно стать самостоятельное учебное пособие по темам курса «Открытие буддизма», включающее лекции геше-лхарамбы Джампы Дакпы, выборку авторитетных буддийских текстов на русском языке, а также введения, словарь, справочный аппарат. Логика построения образовательного курса следует программе «Открытие буддизма» ФПМТ, с дополнением ее темой по истории буддизма и его месту среди религий мира.
После завершения перевода всех текстов программы «Открытие буддизма» ФПМТ с английского языка Российский Интернет-проект«Открытие буддизма», существующий в его пилотном варианте, обогатится всеми переведенными материалами из раздела, ориентированного на учеников.
 
В будущем предстоит еще очень большая работа по переводу нескольких обязательных для поддержания курса книг, по запуску широкого обучения по программе “Открытие буддизма” в центрах и по налаживанию всей системы дистанционного обучения. На это уйдет не один год. Потребуется много энергии, времени и материальных затрат.
Но первые шаги по реализации буддийской образовательной программы уже сделаны.

Буддийское образование

Пятилетняя программа буддийского образования по индо-тибетской традиции психологии, теории восприятия, теории правильного познания, логики и философского диспута, теории и практики медитации и духовного развития, философии буддийской диалектики (мадхьямака) по текстам тибетских университетов-монастырей. При обучении предполагается прохождение экзаменов и получение сертификата по окончании.
С  2003 года в БЦА происходил курс семинаров, проводимых геше Дакпа Джампа по пятилетней программе буддийского образования ФПМТ: курс «Структура сознания и теория познания в буддийской традиции Махаяны» и курс «Традиция Лам-рим». Занятия были регулярные, с каникулами на отпускное летнее время в зависимости от возможностей студентов.

С 2007 г. начал действовать российский двухлетний курс "Открытие буддизма" - сначала заочный, а затем очный. 

В последние несколько лет состоялось два выпуска студентов курса ОБ.


 
Поможет ли изучение буддийской философии вам стать Просветлённым?

Куратор духовных программ в Институте Чэнрэзи (Квинслэнд, Австралия) Тубтэн Еше беседует с учителем Чжампа Игньеном, австралийским монахом, который обучался в Дхарамсале у геше Наванга Даргьея и геше Сонама Ринчена. В 1979 году он вступил в монастырь Сера Чже и теперь завершает свой курс геше. За несколько лет после своего возвращения в Австралию он зарекомендовал себя как блестящий учитель и переводчик.
 
— Действительно ли мы нуждаемся в какой-то Базовой программе или Программе Учителя для того, чтобы достичь Пробуждения?
 
— Это хороший вопрос! Исходя из перспективы развития четырёх типов мудрости: врождённой мудрости и мудрости слушания, размышления и освоения, возможно, да. Мудрость, происходящая из слушания, просто исходит из изучения материала: изучения «Обзора тем», «Философских школ», изучения природы сознания и т. д. Обретение некоторого интеллектуального понимания этих предметов — это мудрость слушания. Интеллектуальное понимание позволяет человеку развить прямое постижение бессущностности, или Пустоты. Без концептуальной системы ориентации человека в отношении пути, очень трудно продвигаться, поскольку у нас не будет маршрута движения. Мы не будем иметь представления о том, что нужно практиковать для совершения прогресса. Я думаю, это связано в целом с идеей развития.
 
Конечно, бывают случаи, когда люди, не предпринимая в этой жизни формального изучения, тем не менее приходят к постижению Пустоты. Объяснением этому может быть то, что они создали причины и условия своего достижения ещё в прошлых жизнях, а в этой жизни вызрел плод. Их достижение не появилось без причин.
Прямо воспринимающее понимание этих высоких материй определённо зависит от развития правильного концептуального представления о них. Оно является здесь фундаментом.
Конечно, есть разные пути подготовки фундамента. Подготовка не означает, что вы только должны сидеть над книжками сорок лет ради создания концептуальной основы. Вы можете создать её, работая с Учителем, находясь в одиночном затворничестве и получая его тонкие наставления. Но процесс здесь тот же — он концептуален до того момента, пока вы не оказываетесь способны войти в прямое восприятие конечной реальности.
 
— Как, собственно, изучение такого предмета, как «История философских школ», который кажется совершенно не связанным с развитием любви и сострадания или повседневной жизнью, помогает достичь прогресса на Пути?
 
— «История философских школ» прежде всего нацелена на философское мировоззрение, развитие правильного представления о Пустоте. Человек начинает с представлений низших философских школ о бессущностности и типах сознания, её постигающего. Затем изучающий поднимается от двух низших к двум высшим школам, исходя из посылки, что путём понимания более грубых воззрений можно прийти к пониманию более тонких позиций.
 
— Правильно ли я понял, что Вы говорите следующее: «Прогресс в русле воззрений четырёх философских школ является прогрессом, который мы проходим в индивидуальном опыте»?
 
— Так может быть.
 
— Но не обязательно?
 
— Мы можем говорить о том, что практически каждый нуждается в развитии, что живые существа не рождаются от природы с мировоззрением мадхьямаки (философии срединности), заключающемся в том, что вещи не существуют истинным образом. Возможно, живые существа начинают с уровня школы вайбхашиков, если они придерживаются буддийских воззрений. Если они не-буддисты, то они могут придерживаться различных других воззрений в соответствии с философскими позициями своей системы мировоззрения. Если же человек становится буддистом, то школа вайбхашиков, низшего уровня воззрений, представляет наиболее приземлённые позиции, здравым образом истолковывая, что вещи существуют в соответствии с тем, каким образом они являются нам. Многие люди пребывают на уровне вайбхашиков или саутрантиков в том, как они смотрят на мир. Даже если мы признаем, что идеи мадхьямиков — высшие, в своём опыте и толковании своего опыта мы очень часто исходим из мировоззренческих позиций низших школ. Мы принимаем функционирующие (производящие действие — ред.) вещи за реально существующие.
Нам надо разобраться в том, как мы смотрим на вещи затем начать исследовать, как они в действительности существуют. Изучение позиций четырёх школ помогает нам начать с опыта обыденного типа и развить более тонкое, совершенное, более непосредственное истолкование нашего опыта.
 
— Я думаю, часто для многих из нас Учение этого рода кажется совершенно далёким от нашей повседневности. Я удивляюсь, как Вы можете видеть соответствие этого уровня обучения основе нашей повседневной жизни.
 
— Я думаю, оно невероятно соответствует, поскольку направляет нас к рассмотрению своего опыта всё время и к рассмотрению тех посылок, на основе которых мы истолковываем свой опыт. Проблема нашего опыта всегда с нами. Изучение философских школ может помочь нам переосмыслить элементы нашего опыта, что приведёт к воззрению, устраняющему неудовлетворительность жизни.
Конечно, это не произойдет прямо сейчас. Нам нужно большое терпение для изучения философии, поскольку оно не дает немедленного эффекта. Опять-таки, мы прогрессируем до определённого уровня понимания четырёх школ, закладывая фундамент дальнейшего развития. Наконец однажды мы разовьем понимание Пустоты. Это приемлимо для всех — и для монахов, и для монахинь, и для мирян. Развитие понимания просто происходит из знакомства, из всё большей и большей степени знакомства с великими воззрениями, которых придерживались Будда, Нагарджуна, Чже Цонкапа и так далее...
Наше понимание в настоящий момент — при этом состоянии ума, наши позиции, на которых базируется всё мышление, довольно грубы в плане интерпретации этого мира, нас самих, и мира с нами самими вместе, дуальности. Поэтому нам надо начать с вайбхашики. Могут быть, конечно, исключения, могут случаться люди, которые тотчас же понимают воззрения мадхьямиков. Но здесь есть опасность, что мы начнем читать книгу мадхьямаки и набирать терминологию. Мы сможем выразить эти термины, мы сможем использовать их, но всё равно не будем иметь собственного основания в этом воззрении. Это немного похоже на то, как если бы вы читали меню, зная все слова и иногда даже что-то о них, но не будучи в силах приготовить эту еду.
 
Нужно быть внимательными к своему действительному пониманию и тогда уже браться развивать его до состояния высших воззрений.
Возьмём, к примеру, диспуты. Можно начать с элементарных текстов, читать их, заучивать соответствующие определения (некоторые монахи заучивают абсолютно все) и затем идти к своему наставнику на проверку по теме. После этого вы отправляетесь на поле диспутов и начинаете диспутировать по пройденным темам. Посредством такого процесса человек приходит к интеллектуальному пониманию этих текстов. Восприятие смысла различных предметов, объясняемых в тексте, удерживание их в уме, созерцание их обсуждендие их в диспуте с другими — это вариант аналитической медитации. А всякая медитация — это свыкание с объектом, освоение его.
Базируясь на такой аналитической медитации, человек начинает интегрировать эти темы в своё общее мировоззрение, благодаря чему развивает новую перспективу во взглядах на то, как мы существуем, на сознание и на наше восприятие и переживание объектов. Исходя из этой перспективы человек оказывается способен развить своё понимание собственного жизненного пути, на котором находится, и буддийского Пути и того, что необходимо сделать для вступления на этот Путь.
 
В монастыре Сэра это делается путём дебатов, но процесс подобен работе с конкретным учителем, передающим вам наставления, и постоянной медитации. Как Миларепа и Марпа: Марпа в конце концов передал наставления Миларепе после того, как тот прошёл через грандиозный процесс очищения, ещё более трудный, чем диспуты, не правда ли?! Затем он получил наставления по Просветлённому помыслу (санскр.: бодхичитте). И он практиковал, кажется, 9 месяцев и породил в своей душе Просветлённый помысел.
Зедсь такой же процесс. Человек получает наставление, размышляет над ним, неважно, в пещере ли, или на поле диспутов, где у вас есть множество других людей, помогающих в этом процессе. Во время диспутов вы слушаете чужие мысли на ту же самую тему и с пользой обогащаетесь благодаря их ясности и их опыту. Диспут не понимается сам по себе как конечная цель. Он присутствует в системе образования, чтобы помочь людям выразить свои сомнения, с целью рассеять эти сомнения.
 
Во время медитации человек тоже претерпевает сомнения. С ними приходится иметь дело. Можно иметь с ними дело в роли ученика, пребывающего с Учителем в отшельничестве, а можно иметь с ними дело посреди группы людей, изучающих тот же, что ты сам, материал. Основная же наша цель — преодолеть сомнения, тормозящие нашу медитацию.
Ведь какова наша ситуация? Мы имеем возможности удалиться в затворничество и сидеть 10 лет в одиночном затворе, — но мы не делаем этого. Почему? Причина в том, что мы имеем сомнения. Сомнения относительно того, сможем мы это сделать или нет, или — должны ли мы это делать...
 
Так что описанный тип образования — это просто процесс постепенного обращения к своим сомнениям и работы с ними, затем всё большего и большего их прояснения. Иногда может казаться, что мы только добавляем новые сомнения в этом процессе, но в действительности это мы начинаем яснее видеть, где мы находимся и брать свои сомнения в расчёт.
Может быть, мои слова звучат так, как будто я поощряю сомнения! Я не поощряю сомнения, просто мы уже сами имеем их в себе. И это существенно важно, что мы порождаем сомнения. Сомнение — часть процесса развития понимания.
— Я знаю, Наставники Дзэн говорят о Великом Сомнении...
— О, если бы мы могли свести это к Великому Сомнению, тогда... На самом деле, наши сомнения в настоящий момент настоль малы! Если бы мы смогли кристаллизовать вещи в Великое Сомнение, тогда действительно стало бы возможно развить понимание!
 
Образование в ФПМТ

Буддийские образовательные программы воплощаются в жизнь примерно в 80 из 100 центров ФПМТ по всему миру. Наиболее полно разработанная программа действует в монастыре Копан, основанном Ламой Тубтэн Еше и Ламой Сопа Ринпоче около 30 лет назад в долине Катманду в Непале. Здесь обучается примерно 300 монахов по всему циклу предметов буддийской философии и, в последнее время, по тантре в соответствии с программой больших монастырей традиции Гелуг, первоначально осуществлявшейся в Лхасе, а теперь — в восстановленных тибетскими беженцами монастырях в Южной Индии. Настоятель Копана геше Лама Лхундуб обратился к руководству монастыря Сера за разрешением для своих монахов участвовать в экзаменах на степень геше в университете Сера. Кроме того, Копан, возможно, первым начал программу образования монахинь в 1979 году, и сейчас первым подготовил монахинь, способных получать степень геше. В Копане обучаются также и иностранцы.
 
В настоящее время всё больше центров ФПМТ интенсивно вводят долгосрочные программы буддийского образования. В Италии Институт Ламы Цонкапы разработал семилетнюю магистерскую программу, ориентированную на подготовку учителей Дхармы. Сейчас успешно завершился первый год обучения по этой программе. Более тридцати постоянных слушателей пять дней в неделю с геше Чжампа Гьяцо изучают Абхисамаяаламкару («Украшение из прямых постижений») Владыки Майтрейи, кроме того — историю философских школ, преподаваемую геше Тэнзин Тэнпэл (один месяц учения, пропорционально распределенный на год) и Дондунчу («Семьдесят пунктов») раз в неделю. В дополнение к этому обзорные занятия, на которых еженедельно проводится опрос студентов и экзамены раз в три месяца, занятия по диспуту, занятия по буддийскому Канону и класс Лам-рима (Этапов пути к Пробуждению). Около ста человек обучается по этой программе заочно.
 
Для особо заинтересованных студентов магистрской программы предлагаются периодические дополнительные практические сессии духовных занятий, состоящие из обучения предварительным практикам, устройству алтаря, проведению ритуалов, организаци посвящений и самопосвящений, проведению огненных подношений и т. д. Занятия проводит геше Тэнзин Тэнпэл.
 
Институт Майтрейи в Эмсте, Голландии стал одним из первых центров, принявших Базовую буддийскую программу, предложенную Ламой Сопа Римпоче более пяти лет тому назад. Она названа здесь Трёхлетней образовательной программой и лишь слегка отличается от версии, принятой ФПМТ. Первоначальный духовный координатор этой программы Ольга Планкен, составлявшая её методические разработки, замечает: «Хотя программа действует по сегодня, встает вопрос, что нам делать по окончании этих трёх лет». Геше Сонам Гьелцэн размышляет над путями переработки программы, а пока что дополнил её изучением Мадхьямикааватары («Введение в Философию срединности»).
 
Институт Ченрэзи (тиб.: Сострадательнозрящего — Бодхисаттвы сострадания) в Квинслэнд, Австралии недавно ввёл программу, схожую с Базовой программй, назвав её Программой буддийского образования. Преподаёт геше Церинг, ему помогает дост. Чжампа Игньен. Учению базируются на предложенной Ламой Сопа программе с дополнением некоторых текстов, которые геше считает существенными. Курсы включают Лам-рим, Бодхисаттвачарьяаватару («Вступление на путь деяний Бодхисаттвы») Шантидевы, тантрические предметы и ло-чжонг («тренировка ума»). Студенты участвуют в обсуждениях, занятиях с индивидуальным наставником, дебатах и экзаменах, что завершается получением сертификата. Геше Таши обучает полный день четыре раза в неделю. Сейчас завершается третий восьминедельный семестр. Было изучено три курса: «Предметы и их классификация», «История философский школ» и «Пути и этапы».
В Буддийском Чжамьян-Центре в Лондоне другой геше Таши Церинг основал двухлетние Базовые буддийские сертификационные курсы, состоящие из шести образовательных модулей. Студенты, успешно прошедшие все шесть, получают сертификат о буддийском образовании. В Арьятара-Институте в Мюнхене, Германии Геше Тубтэн Сопа приступил к однолетней программе, открывающейся «Тремя основами пути» Ламы Цонкапы с использованием комментариев Пабонки Ринпоче. Этот курс дополняется изучение «Истории философских школ». Директор Алнис Грантс говорит, что, когда завершится курс по Трём основам, геше Сопа начнет другой курс, возможно, Ло-чжонг.
 
В Инстите Ваджрайогини во Франции также предлагается Базовая программа. Здесь изучается текст Пабонки Ринпоче «Освобождение в твоих руках» как основа для изучения Лам-рима. Геше Церинг преподает в течение недели по два часа каждое утро, начиная с молитвы Гандэн лхагьяма («Сто божеств Радостного мира») и завершая вопросами и ответами. Геше Тэнгье сейчас преподаёт один вечер в неделю.
Почти все 80 центров ФПМТ в 22 странах мира используют в качестве основы буддийского образования Лам-рим — «Этапы пути к Пробуждению», впервые в Тибете очерченные в X веке всеобщим любимым Учителем — индийским ученым и йогином Атишей. Многие центры базируются на комментариях Пабонки Ринпоче, так бразильский центр Шива-лха полностью проходит этот курс за 4 года, сингапурский буддийский центр Амитабхи — за 5 лет, новозеландский Институт Доржечанга в Окленде — за 6 лет. Другие центры, включая гонконгский Чамце Линг, тайваньский Центр Херуки, Дзинсиу Фарлин и Центр Амитабхи, также используют для обучения «Песни переживаний» Ламы Цонкапы, средний Лам-рим или Лам-рим чен-мо (Большой Лам-рим).
 
Для новичков три четверти всех центров ФПМТ предлагают вводные медитации и группы обсуждения. Например, Нагарджуна-Валенсия в Испании использует медитации на дыхании, природе ума, белом свете и невечности. Каждый испанский центр, за исключением двух, предлагает вводные курсы по выходным дням, или — для продвинутых студентов — курсы с использованием основных наставлений Базовой программы.
 
Центр Нагарджуны в Мадриде воспитывает медитативный склад мышления, используя техники Випассаны и также более интенсивные курсы по выходным дням. Центр Нагарджуны в Гранаде тоже предоставляет курсы по выходным дням и имеет группы обучения, фокусирующиеся на преобразовании проблем и работе с эмоциями.
Испанские группы обучения Текчен Чой Линг, Тубтэн Кункьяб и Тубтэн Шен Пэн Линг изучают Лам-рим и «Вступление на путь деяний Бодхисаттвы». Геше Ловсанг посещает все эти испанские центры и обучает Лам-риму дважды в неделю в барселонском Центре Нагарджуны, также иногда в течение месяца проводит практики затворничества в выходные дни.
Многие центры имеют также курсы и проекты, связанные с излечением и помощью при смерти и умирании (помимо полноценных хосписных служб и лечебных центров, таких как Хосписная служба Каруна в Брисбанде, Австралии, Хосписная служба Чинтамани в Намбуре, Австралии, Хосписная служба Амитабхи в Окленде, Новой Зеландии; Центр сознательной жизни и умирания в Копенгагене, Дании; Лепрозорный центр Майтри и Центр заботы об общественном здоровье Шакьямуни в Бодхгайе, Индии.
 
В 1997 году Центр Шива-лха в Рио-де-Жанейро, Бразилии сформировал группу по изучению смерти и умирания с намерением создать хосписную группу. Среди участников есть врачи, психологи и другие специалисты. Обсуждение проблемы базируется на книге Согьяла Ринпоче «Тибетская книга жизни и умирания». Другая группа, которая сосредотачивается на проблемах здоровья, это группа из мадридского Центра Нагарджуны, работающая для ВИЧ-инфицированных. Институт Тары в Мельбурне проводит очень успешные целительные курсы для больных и умирающих.
 
В ФПМТ существуют три школы и проекта специально для детей: Проект «Алиса» — универсальная школа образовательного типа в Сарнатхе, Индии; Школа праджняпарамиты в Коренном институте в Бодхгайе и Школа из красного дерева Тары в Сокэле, Калифорнии.
В большинстве центров есть свои программы для детей. В рамках этих программ дети могут посещать занятия по чтению мантр, медитации, участвуют в обсуждениях с тибетскими Учителями, слушают и рассказывают истории и т. д.
Также примерно в четверти всех центров ФПМТ существует некоторый баланс между духовной и физической активностью: многие группы включают в свои занятия также чи-гонг, йогу, рэйки, мануальную терапию и медитативное целительство. В последнее время в некоторых центрах распространение получила и традиция фэн-шуй, заслужившая интерес и поддержку со стороны Ламы Сопа.
 
Монастырь Копан: сердце ФПМТ

В монастыре Копан программа обучения для монахов — будущих геше, «докторов буддийских наук», Учителей центров ФПМТ, построена по образцу основных гелугпинских монастырей-университетов, более всего соответствуя программе монастыря Сера:
  • «Обзор основных тем» — 3 года;
  • «Философские школы»;
  • «Семьдесят тем»;
  • «Пути и этапы» — 4 года;
  • «Украшение из прямых постижений» — 6 лет;
  • «Философия срединности» — 2 года;
  • «Монашеская дисциплина» — 2 года;
  • «Энциклопедия элементов» — 2 года.
Кроме этого, монахи изучают английский, тибетский письменный языки, мистериальные танцы Чам, ритуалы, дебаты, грамматику, живопись.
Основным Учителем монастыря последние 20 лет был лама Лхундуб. Сейчас ему помогают три молодых геше, преподающих в монастыре философию.
 
Базовая программа буддийского образования ФПМТ
  • Этапы Пути: основание и контекст для всей программы, — курс, показывающий, как включить все другие учения в практику.
  • Сутра Сердца: знаменитая краткая сутра, раскрывающая Пустоту и — путём комментариев — пять путей.
  • Махаянская тренировка ума: курс, объясняющий суть преобразования себялюбия в заботу о других.
  • Ум и познание: введение одновременно в буддийскую эпистемологию (теорию восприятия — ред.) и психологию.
  • Четвертая глава «Украшения из прямых постижений»: курс охватывает уровни и типы постижений на пути к Пробуждению.
  • Тончайший поток Махаяны (тиб.: гьюлама, санскр.: Уттаратантра): поэтическое изложение Майтрейи, объясняющее, в частности, значение нашей потенции к Пробужденности.
  • Уровни и пути тайной Мантры: обзор структуры практики Высшей йога-тантры.
  •  
Дипломные курсы базового буддийского образования в Чжамьян-центре

Геше Таши Церинг
Мы начали свои дипломные курсы в Чжамьян-центре в Лондоне в 1997 г. Я к тому времени прожил на Западе уже семь с половиной лет, и моё понимание западной культуры и менталитета, а также видение лучшего из возможных пути преподавания буддийского учения для иностранцев претерпело развитие. Я не говорю, что это мое понимание — единственный путь, или — наилучший путь в плане преподавания Дхармы на Западе, но просто хочу поделиться своим мнением.
Раньше, до того, как мы начали эту программу, я обычно преподавал в нашем центре по выбранному тексту два раза в неделю, однако с течением времени, при нарастании моего опыта постоянного учителя центра и в результате обсуждений с людьми, в процессе моих стараниий понять западную культуру, западное мышление и систему образования, год за годом стало становиться всё более и более ясным, что мы нуждаемся в более структурированной программе, более близкой к западному типу университетского образования. В то время я интересовался другими программами, осуществляемыми в других Дхарма-центрах (на том этапе я не знал ничего о Базовой буддийской программе Ламы Сопа Ринпоче). Взяв всё перечисленное за основу, я принял решение год назад о том, что, поскольку Чжамьян-центр обладает возможностями проводить буддийскую программу западного стиля, я должен выбрать предметы для изучения, продолжительность и саму структуру курса в соответствии с этим. Я обсудил это с нашим координатором духовной программы и директором центра, и мы ввели двухлетнюю программу и назвали её Дипломными курсами базового буддийского образования. В этих курсах мы имеем шесть предметов, что означает, что у нас всего 6 семестров в течение двух лет: по три трёхмесячных семестра каждый год. После каждого семестра наступает месяц отдыха, и так далее. Учебный год начинается с сентября.
В течение каждого семестра наши студенты приходят в Чжамьян по выходным дням, и их обучение, включающее занятия со мной и обсуждение друг с другом, длится с 10:00 до 18:00. За стенами Чжамьяна они должны читать, писать и медитировать в качестве домашней работы. Во время своих месячных каникул они обязаны написать эссе в 2000 слов и послать их мне. Когда они приходят на начало следующего семестра, мы прежде проводим письменный экзамен, длящийся 2—2,5 часа. Вообще же для получения разрешения обучаться на курсах претенденты должны заполнить форму, после чего я приглашаю их на собеседование. Если на собеседовании выясняется, что кто-то является полным новичком, не посещавшим учения Лам-рима, я прошу их начать с посещения регулярного класса Лам-рима, прежде чем присоединиться к Дипломным курсам.
Первый предмет, выбранный мною в программу, — это Четыре святые истины. Второй предмет — Две истины (два аспекта, уровня реальности — ред.). Третий семестр посвящен буддийской психологии, который я называют буддийским методом изучения сознания и его факторов. Таков первый год обучения. На второй год мы берём Бодхичитту, Пустоту (по воззрениям читтаматры и мадхьямаки) и тантру.
Я бы сказал, что в рамках этой программы мы не остаёмся на поверхностном уровне обзора учения, но идём довольно глубоко. Так, например, для темы Четырех истин я выбрал три книги, которые рекомендовал студентам для прочтения: книгу одного тибетского геше и две другие — из традиции Тхеравады. Также я прошу их читать вообще всё, что возможно, о Четырёх истинах. В итоге, после того, как целый семестр мы были сосредоточены на одной теме, я обнаружил, что студенты проникли довольно глубоко в тему. И очень помогают этому обсуждения, происходящие в малых и больших группах по утрам и вечерам в дни обучения. И плюс к этому всему ещё письменный экзамен и эссе определённо могут привести к глубокому пониманию предмета.
В конце первого года (в июле 1998) я пригласил своих студентов участвовать в девятидневном затворничестве по Лам-риму, который проводил здесь с другими учениками.
Кроме такой жёстко структурированной программы, которая, может быть, не отвечает чаяниям людей, не желающих связывать себя обязательствами, письменными работами и т. д., я преподаю по-прежнему Лам-рим, ло-чжонг (тренировка ума) и т. п.
 
Рождение Программы наставников: приведение живых существ в Град Просветления

Геше Чжампа Гьяцо
 
Мы встретились с Ламой Еше в 1948 году, когда мне было 16, а ему 13 лет. В то время мы только начинали изучение Дондунчу (тиб.: «Семидесяти тем») в монастыре Сера Чже в Тибете. С того времени вплоть до того, когда мы закончили своё обучение, мы были в одном классе. Так что я знаю Ламу очень хорошо. На самом деле, мы были близкими друзьями. Мы получали образование вместе, начиная с 3 лет по «Семидесяти темам», потом 6 лет — «Украшение из прямых постижений», потом 4 год — «Приложение к Трактату по философии срединности Нагарджуны». Как раз когда мы начинали «Устав монашеской дисциплины», китайцы ввели войска в Лхасу и мы были вынуждены бежать из Тибета. Но свои курсы «Устав монашеской дисциплины» и «Сокровищницу знания» мы завершили в Бихаре, в Индии, где обучались ещё 7 лет.
Потом мы какое-то время не видели друг друга и встретились только к концу 1976 года, когда я отправился по его просьбе в монастырь Копан в Непал. Три года мы были здесь вместе, потом я уехал преподавать Дхарму в Итали — в Институт Ламы Цонкапы, и в следующую нашу встречу в Италии Лама Еше заговорил со мной впервые о семилетней Программе наставников. Он попросил меня её сделать — я отказался, я не мог. Но он настаивал и настаивал, и я пообещал попробовать. Я начал преподавать «Украшение из прямых постижений» в 1983 г., за этим последовали несколько лет курса Чандракирт — «Приложения к (Нагарджуновскому) Трактату по Срединному пути», который мы изучали на основе самокомментария Чандракирти и комментария ламы Цонкапы. Закончив этот текст, мы перешли к «Сокровищнице знания» — курсе, основанном на самокомментарии Васубандху и на комментарии первого Далай-ламы Гендун-дуба. Но после второй главы я полностью стал опираться в своём учении на комментарий Гендун-дуба и закончил этот текст летом 1997. С 16 января 1998 года началась семилетняя Программа наставников, и снова я преподаю «Украшение из прямых постижений». Спустя 7 месяцев мы находимся на четвёртой главе, что тоже является частью Базовой программы, разработанной ламой Сопа Ринпоче.
 
Целью Ламы Еше при учреждении этой программы было дать людям возможностью изучать буддийские учения и прийти к более глубокому их пониманию: и обширных, и глубоких учений, как сутры, так и тантры — с тем, чтобы затем изучающие могли обучать других. Также его цель состояла в том, чтобы каждый из изучающих смог развить свои внутренние качества, совершенствовать любовь и сострадание, реализовать полностью все шесть Запредельных совершенств и достичь окончательного Пробуждения ради помощи другим живым существам.
Первоначально Лама Еше просил меня включить в обучение «Украшение из прямых постижений», «Приложение к Нагарджуновскому Трактату о Срединном пути», «Сокровищницу знаний», «Большое руководство к этапам Пути к Пробуждению» Ламы Цонкапы, «Большое руководство к этапам пути тантры» Цонкапы, комментарий по этапу порождения в системе Гухьясамаджи, называемое «Океан постижений этапа порождения» одного из главных учеников ламы Цонкап — Кэйдуб Гелега Пэл Сангпо и комментарий по этапу завершения, называемый «Светоч, полностью освещающий пять стадий этапа завершения».
Такова была первоначальная идея, но я внёс в неё некоторые свои изменения, поскольку эти тексты Ламы Цонкапы чрезвычайно велики, а предложенные тексты по тантре чрезвычайно трудны. Я решил обучать тантре на базе компендиума по тексту Цонкапы, подготовленного Кирти Ловсангом Тинлэем, который называется «Комментарий к уровням и путям тантры». В дополнение к этому, я буду преподавать стадии зарождения и завершения в системе Гухьясамаджи на основе текста Аку Шераба Гьяцо. Эти тексты проще для понимания.




вернуться назад

Переход в подразделы:

  • Курс Открытие буддизма

  • Практикум АРЬЯДЕВОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

  • Введение в Мадхъямаку