О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Медитация принятия – отдачи (тонг-лен)

Лама Сопа
 
«Перед тем, как приступать к самой этой медитации, нужно медитативно осваивать великое махаянское   сострадание, думая и чувствуя, как было бы прекрасно, чтобы все существа - наши матери полностью освободились от всех своих страданий, и созерцая все разные виды страданий, которые они испытывают.
И также нужно медитативно осваивать глубочайшим образом великую махаянскую любовь, с сильным сердечным чувством, радуясь помыслу, чтобы все существа имели великое счастье, и в мысленном представлении нужно давать им все величайшие формы блаженства, включая само Пробуждение.
Главная цель этой практики – взять под контроль и искоренить себялюбие, то есть величайшую заботу о самих себе. Такое сознание всегда подозрительно и беспокойно и опасается преходящих жизненных страданий и проблем, жары, холода, голода, жажды и прочих.
Эта медитация «принятие – отдача» - не то же самое, что медитация особого помысла (шестое звено в методике семи этапов причин – результата: принятие ответственности за счастье всех других живых существ на себя, осознание: «Это мое дело – заботиться об их счастье и привести их к высшему благу – освобождению от страданий»), но она требует большей искусности, чем другие практики.
 
Кроме того, нам следует зародить в себе глубокое понимание всех дурных следствий и всех недостатков отказа от даяния и, вместе с тем, бесчисленных ценных благотворных свойств даяния.
То, что наш эгоистичный ум не хочет отдавать, это:
  1. наше дражайшее тело,
  2. наше имущество и удовольствия.
  3. наши добродетели, благие заслуги.
И вот, эти три объекта следует посвятить тому, чтобы немедленно взять под контроль эгоистический ум, представляющий из себя главного разрушителя счастья и Просветления и главный источник проблем и страданий».
 
В сутре говорится:
«Что бы ни было преобразовано в посвящении, все это делается причиной защиты от проблем, прекращает алчность и хватку желания, освобождает от страха, помогает развитию духа Пробуждения, никогда не прекращающегося даяния, приносит наслаждения, устраняет омрачения и усиливает блаженство. Посвящение всегда превращается в действие святого и всегда вызывает восхищение Пробужденных».
 
Практикуем мы даяние или нет, но придет время, когда мы разделимся с этим телом и своим имуществом. Мы умрем против своей воли, все наше достояние покинет нас, и мы покинем все, чем владеем. Поэтому следует умирать, имея за душой совершенные уже действия, наполненные смыслом, и имея сознание, радостное от того, что были отданы объекты владения. Пусть это будет сделано, и мы не будем схвачены и связаны ими в смерти, и, свободные от тревог, таким путем мы пройдем в перерождение.
 
Сокращенный метод этой медитации, которую нужно совершать всей душой, следующий:
 
Шантидева в своем учении «Введение в деяния Героев Пробуждения» молился:
«Пусть я обрету каждое из страданий,
 Которое переживают все существа!»
 
(подумайте:)
Я должен обязательно следовать деяниям святых Героев – я обязан(а) так сделать не только ради всех матерей – живых существ, но даже ради себя самого (-ой).
 
(созерцание)
Я созерцаю, что принимаю на себя все различные невероятные проблемы, страдания, муки, все тягчайшие или тонкие омрачения всех существ[1],
1. мучеников адов.
И они превращаются в Пробужденных.
 
(методика созерцания в сочетании с визуализацией и дыханием:)
Когда я вдыхаю через правую ноздрю, эти страдания входят в форме ужасного темного смога, клубов дыма.
Клубы дыма превращаются в грозовую тучу такого размера, как гора Меру (высочайшая в мире гора). Она нависает свиновым грузом громого шара, с яростной силой молниевых вспышек опасного электрического шторма.
Она сотрясает бесконечно черную, твердую, окаменевшую землю, которая есть ложное представление о самосущем «Я» и пристрастие к заботе о себе больше, чем о других, и обыденные восприятия, гнездящиеся в сердце.
Величайший громовой шар раскалывает, громит невообразимо большую, окаменевшую землю всех моих омрачений и препон, составляющих помехи к моему Просветлению, - на частицы, мгновенно исчезающие, как при атомном взрыве, оставляя после себя только простую пустоту – отсутствие всего этого.
 
И теперь я полностью достигаю Тела-истины Будды и Тела-формы Будды (Дхармакая, Рупакая),
обретая все последовательные этапы пути. И все мое тело, речь и сознание – одно со святым Телом, Речью и Духом Учителя – Будды.
 
Когда я выдыхаю из левой ноздри, я посылаю чистый белый свет, который есть мое и Владыки Будды святое Тело, каждому из существ нижних адских участей. Каждое все-исполняющее-желания святое Тело Будды становится всем, в природе счастья, в чем нуждаются существа.
 
Каждое из их состояний блаженства зарождает постижение Дхармы и все уровни духовных реализаций, включая Пробуждении».
 
(в подробной полной медитации с выделением типов существ, далее аналогично проделывается созерцание относительно)
2. голодных духов;
3. животных;
4. людей;
5. полубогов;.
6. богов;
 
 
Путь, которым возможно тренировать свой ум, - это с развитием сильного желания достичь Пробуждения ради живых существ одновременно приступать к практике «Принятия-отдачи» (тонг-лен), с духом уравнивания себя с другими и обмена подходов к себе и к другим.
В течение длительного времени медитативно осваивая великую любовь и великое сострадание, мы приступаем к этой практике «Принятие-отдача», с сознанием, уравнивающим себя и обменивающим себя с другими. Чувствуя непереносимые страдания всех существ-матерей, мы должны пережить сильное желание принять их зло, недостатки и их страдания на себя, чтобы освободить их из участей круговорота – сансары. И нам нужно пережить радость, беря на себя сансарные страдания всех живых существ, из большого, неустрашимого сострадания, не теряя присутствие духа и не испытывая подавленности даже в наихудшем из адских миров, даже оставаясь там на протяжении космических эпох.
Мы не будем отворачиваться от живых существ, но будем думать, как облегчить страдание каждого существа как нашей матери, как освободить его (ее), и каким путем каждый из них может достичь наивысшего Просветления.
 
И нам нужно стараться развить мудрость, постигающую зависимую природу всего этого.
 
 
 
Созерцание и молитва в завершение аналитической медитации о принятии-отдаче
(с опорой на  «Ритуал почитания Учителя» Лама-чодба) 
 
(созерцайте:)

Учитель - Будда Шакьямуни, в окружении Будды Ваджродержца (Ваджрадары), бесконечных Пробужденных, Героев Пробуждения и Покорителей врагов, Небесных спутников, спутниц (даков, дакини), множества святых божеств (йидамов), Защитников Ученья и Охранителей и всех святых Учителей, непосредственно и опосредованно передававших традицию Учений, посылает массу света ко мне и всем живым существам, которых я представляю вокруг себя.
Этот свет проникает в меня и во всех живых существ, очищая все негативные состояния и загрязнения, и принося в нас всю Мудрость - в особенности Мудрость, постигающую, как принести счастье всем моим матерям – живым существам, забирая все их страдания и загрязнения и отдавая им все мое счастье и добродетели. 

  (обращайтесь к Учителю – Будде с мольбой:)
 
Итак, почтенный сострадательный Учитель,
пусть зреют беды, зло и все препоны (к Пробужденью)
всех матерей теперь во мне! Мою же радость
и добродетели благослови отдать
до капли существам - и счастьем наделить их!
 
После этой молитвы мы созерцаем, что трон обращается в свет и затем, проникая, впитывается последовательно (с растворением одного в другом) - в лотос, солнце, луну, 
которые растворяются, впитываясь в Гуру – Будду Шакьямуни, и Он нисходит на макушку моей головы и, обращаясь в свет, проникает в нас, растворяясь.
 Теперь мы – одно, без различения, в форме всеобъемлющего пространства. 
 

[1] Далее в наставлениях Ламы Сопа Ринпоче следует подробное объяснение относительно созерцания с выделением разных родов существ – начиная с адов. Полный текст см.: Thubten Zopa. The wish~fulfilling Golden sun of the Mahayana thought training.
 



вернуться назад