О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Материалы к занятиям

К занятию 1

  
11
«В чем цель практики Дхармы? Это не просто вера в нечто святое.
Понимаете, мы хотим счастья. (…) У нас есть на это право. Как достичь этого? (…) Духовная система или традиция способны научить нас (правильному) пути.
 
В конечном счете, когда вы сталкиваетесь с положительным или отрицательным явлением, настоящий его источник надо искать внутри, а не снаружи. В конечном счете, все внутри. (…) Отрицательные состояния ума, такие как страх, злоба, невежество, зависть создают или углубляют состояние несчастья».
 
Далай-лама Тэнзин Гьяцо. Один и четыре.
 
 
13
В духовной практике буддизма важнее всего:
обрести для себя в жизни духовное прибе­жище – это   прибежище в трёх Драгоценностях: Будде, Учении, Общине;
уяснить закон соответствия дей­ствий и их результатов  - кармы;
зародить в себе  устремле­ние заботиться о других.
 
Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо
 
 
15
Несмотря на противоречивость мнений относительно исторической датировки времени рождения Будды, источники единодушны в отношении главных событий его жизни. Нам известно, что Будда сначала был обычным человеком, таким же, как мы с вами, со всеми присущими нам недостатками и слабостями. (…)
Я считаю, что история жизни Будды имеет для нас огромное значение. Она наглядно демонстрирует те великие возможности и свойства, которые заключены в человеческой жизни. (…) Если кратко, то своей жизнью он говорит нам следующее: «Вот путь, по которому вы должны идти в своих духовных исканиях. Вы должны понимать, что достижение Пробуждения – не легкая задача. Оно требует времени, воли и настойчивости».
Следовательно, с самого начала очень важно не питать иллюзий относительно быстроты и легкости достижения цели. В качестве духовного ученика вы должны быть готовы к трудностям подлинных духовных исканий и полны решимости не ослаблять настойчивости и воли на пути к цели. (…)
 Как мы видим, история жизни Будды – это история жизни человека, который достиг полного Пробуждения тяжелым трудом и непоколебимой преданностью своему делу. Смешно, что те, кто сегодня идет по стопам Будды, иногда думают, что смогут достичь полного Пробуждения, затратив меньше трудов и усилий».
 
Далай-лама. Мир тибетского буддизма.
 
16
«О качествах, о которых ты может узнать:
ведут к страсти, не к бесстрастию,
к скованности оковами, а не к раскованности,
к накоплению, не к отдаче,
к само-возвышению, а не к скромности;
к неспособности удовлетворяться, а не к непритязательности,
к ввязанности, а не уединению,
к лени, а не возрастающему усердию,
к пребыванию обремененным, а не к необремененности, -
ты можешь с определенностью утверждать:
"Это не Дхамма. Это не Виная (дисциплина).
Это не наставления Учителя"
 Качества, которые … ведут к бесстрастию, раскованности,
отдаче, скромности, непритязательности, уединению,
возрастающему усердию, необремененности, –
это Дхамма, наставления Учителя».
 
Слово Будды. Ангуттара Никая   VIII.53, Готами сутта
 
 
21
«Будьте сами себе светильником»
«Будьте опорой сами себе, как пристанище сами себе, не ища другого внешнего пристанища; опираясь на Учение - Дхамму, прибегая к Учению как к пристанищу».
 «И те монахи, Ананда, теперь или после моей кончины, кто будет опорой самому себе, пристанищем самому себе, не ища другого внешнего пристанища; опираясь на Учение -Дхамму, прибегая к Учению как к пристанищу, не ища другого пристанища, пристанище узрев в Учении, и нигде не ища другого пристанища, -- те среди учеников моих достигнут наивысшей вершины!»
 
Слово Будды. Дигха   Никая, 16,  Махапариниббана сутта. - Изречение о великом Упокоении.
 
Будда сказал обученным ученикам незадолго до своего ухода ставшие очень известными слова: «Будьте сами для себя как пристанище, остров» (пали: дипа - опора, остров, подмога, светильник), и позднее в китайских переводах появилось прославленное: «Будьте сами себе светильником»
 
 
22
Будда встретился с каламами из Кесапутты, которые пришли из-за разнесшейся об Учителе славы, потому что захотели выяснить, какие из почитаемых монахов и брахманов говорят истину, а какие – не-истину.
Будда ответил:
«Это правильно для вас, каламы, сомневаться, чувствовать неуверенность…
Не следуйте за тем, что общепринято из-за того, что слышится часто,
из-за традиции, из-за репутации-слухов, из-за свидетельства текстов,
из-за предположений-догадок, из-за аксиом,
из-за предвзятых вымышленных идей, …
из-за соображения: "Этот монах – мой учитель"». 
 
Слово Будды. Ангуттара Никая   III.65, Калама сутта.
 
 
24
Выступая 13 марта 1993 года на конференции западных учителей буддизма, Его Св. Далай-лама заявил:
 
«Великие индийские учители ясно показали, что буддийский подход должен всецело основываться на фактах и исследованиях.
Если в Учении Будды мы обнаружили нечто, не согласующееся с реальностью, мы имеем право отклонить это и не принимать буквально».
 
Эти слова Далай-ламы следуют важнейшему буддийскому принципу необходимого критического мышления и анализа, с опорой человека на собственный разум. Этот принцип был  выражен в известном наставлении Будды:
 
"Монахи, не принимайте мои слова из почтения,
веруя в них просто потому, что я так сказал.
Но  относитесь к ним, как покупатели золота,
которые рубят, плавят, проверяют, подлинное ли оно.
Принимайте лишь то, что пройдет вашу проверку,
доказав свою пользу и хорошее действие".
 
Слово Будды. По Арьядева. Джнянасара самуччая. – Собрание цитат мудрости
 
 
 
26
«Появляется Татхагата или нет, но в зависимости от того – есть те элементы и порядок причин и условий, по причине этого – есть возникновение того.
Относительно этого Татхагата прозревает, постигает это, объясняет, показывает, делает очевидным, вскрывает это, детализирует.
Он делает это ясным и говорит: "Придите и проверьте сами!"»
 
Слово Будды. Самьютта Никая, II. 12. (20) Паччайо сутта
 
 
27
«Как прямо устанавливают перевернутое;
как открывают сокрытое;
как выводят на путь заблудшего;
как зажигают огонь во тьме, чтобы имеющие глаза могли увидеть --
так же Блаженный распространил Дхамму».
 
Слово Будды. Дигха   Никая, 16,  Махапариниббана сутта. - Изречение о великом Упокоении.