О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Практики покаяния и очищения

 
Лама Цонкапа
Из «Этапов Пути Пробуждения»

Правила очищения черырьмя силами  
 
Очищение грехов должно производиться методом приложения четырех сил. 
Первая из этих сил – многократное покаяние в неблагих деяниях.
 Практиковать ее следует при помощи исповеди из "Священной сутры золотистого света" и "Исповеди 35 Буддам [покаяния]"
 Вторая сила – противоядие:
 (1) Прибегание к глубоким сутрам: восприятие слов, памятование [смысла], чтение и т.п. Праджняпарамиты и других сутр.
 (2) Убежденность в Пустоте: постижение сущности бессамостности и Ясного Света, убежденность, что [природа ума] изначально чиста, [а загрязнения лишь случайны].
 (3) Прибегание к чтению [мантр]: чтение, согласно ритуалу, Стослоговой мантры Ваджрасаттвы и других превосходных текстов практик.
 В "Вопросах Субаху" сказано: 
 "Пожар, охватывая летом лес,
 легко растительность сжигает. - Так же
 под ветром нравственности пламя мантр
 усердья жаром все грехи сжигает.
 
 Как снег, согретый солнечным лучом,
 сияния его не терпит - тает,
 так снег грехов, согретый силой мантр,
 под солнцем нравственности исчезает.
 
 Как светоч, занесенный в мрак кромешный,
 рассеивает всюду темноту,
 так светоч мантр рассеивает тьму
 грехов, накопленных в теченье тысяч жизней". 
Читать же [наговор] следует до тех пор, пока не увидите признаков очищения грехов. Признаки, видимые во сне, описаны в "Побуждающем дхарани": изрыгаешь плохую пищу; пьешь и изрыгаешь простоквашу, молоко и т.п.; видишь солнце и луну; летаешь; горишь в огне; одолеваешь
буйвола или черного человека; видишь общину монахов и монахинь; снится
дерево, содержащее "молоко"; слон, бык-вожак, гора или львиный трон;
залезаешь на крышу дворца или слушаешь Дхарму. 
(4) Прибегание к изготовлению священных образов: благоговея перед Буддой, изготавливаешь Его изображения.
 
(5) Прибегание к подношению: совершение разных подношений Будде и его ступам.
 
(6) Прибегание к Именам: слушание и хранение [в памяти] имен Будд и великих Сынов Победителей.
 
Это лишь то, что действительно упомянуто в "Собрании практик", но есть еще много другого.
  
Третья сила – твердое обещание впредь не совершать десяти неблагих [деяний]. В "Сурьягарбха [-сутре]" сказано, что эта [сила] уничтожает все совершенные в прошлом [неблагие] деяния трех "дверей", начиная с убиения, а также клеши, проступки против Дхармы, побуждения [других совершить дурное] и радость [при виде совершения].
 
В "Большом толковании Винаи" указано, что под словами Винаи: "Зарекся ли на будущее?" - подразумевается, что исповедь без искреннего обещания [больше не грешить] - всего лишь слова.
 
Поэтому обещание впредь не совершать [проступков] весьма важно. Зарождение же его зависит от первой силы.
 
 
Четвертая сила – это культивирование обращения к Прибежищу и духа Пробуждения.
 
                             -----------
 
Хотя, в общем, Победитель преподал начинающим разные средства очищения от грехов, но полная четверка сих сил - это совершенное противоядие.
 
Грехи очищаются настолько, что причины возникновения великих страданий дурной участи становятся причинами возникновения лишь малых страданий, или, даже если рождаемся в дурной участи, не испытываем ее страданий, или же [возмездие] исчерпывается всего лишь головной болью в этой жизни.
 
Но … это зависит от [духовной] силы очищающихся, от полноты четырех искупающих сил, от мощности и продолжительности [их применения] . 



вернуться назад