О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

КОГДА СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОЛОКОЛЬЧИК И ДАМАРУ

 Очень красив звук тибетских колокольчиков! Бронза поет на разные голоса: один колокол наполняет пространство  низким мощным гулом, - так, кажется, гудит земля, когда припадешь к ней ухом. Другой поет, проливая протяжный и густой, словно мед,  звук.  От  третьего колокольчика раздается звон, как  от хрустальных ледышек, который моментально остужает чувства и прочищает ум. Такие возможности тибетской поющей бронзы породили и широкую моду на Западе на «поющие чаши».  Заставлять петь эти чаши - чудесное дело, дающее и чувственное, эстетическое наслаждение, и вроде как духовное, чуть ли не этическое занятие: настраиваться, благодаря звуку, на нечто возвышенное - на идеал.

В самой же буддийской тибетской традиции звон колокольчиков и других   звенящих, стучащих, гудящих инструментов  создает атмосферу монастырей, в которых, как нам кажется,  монахи, йогины  творят таинства  вроде тех чудес, о которых писала Александра Давид-Неэль. 

Но однажды мы перестаем думать об этом как о тибетских «культурных обычаях» или   ритуалах священников или даже как о монастырских службах, но начинаем понимать, что это йогические буддийские практики,  - и мы сами к ним приступаем. Тогда-то мы и берем в руки колокольчик, дамару…  

А дальше  - вопрос: ЧТО делаем мы с ними?  Может быть, звеним и стучим в тех местах практики, которые полагаем за пиковые моменты сюжета? Или там и тогда, где сами переживаем  больше всего - и хотим это выразить? Или просто – делаем примерно так, как мы заметили, что это делал кто-то другой: почему делал, мы не знаем, - но стараемся повторить?

Такие  размышления и вопросы вызвали небольшое «исследование» по теме: прежде всего, по текстам буддийских практик международного фонда ФПМТ, имеющих разметку, где требуется использовать ритуальные инструменты.

А главное – читайте объяснения Ламы Сопа Ринпоче!

 

КОГДА СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОЛОКОЛЬЧИК И ДАМАРУ

Согласно разметке в изданных в ФПМТ текстах практик, это следующие моменты:

·         С подношениями – например, на протяжении всего наговаривания мантры подношений («Облако подношений»)

·         Призывание:

Обычно делается с воскурением благовоний

(например, в большом тексте Прибежища:

«О, Покровитель всех живых существ…

… прошу сюда сойти!»

·         100-слоговая Мантра Ваджрасаттвы

·         «Склоняюсь к лотосовым стопам…»

·         В конце – «Да будет благо!»

·         Ты, самая суть Ваджродержца…

·         О, Всеведущий Учитель!

·         Учитель, встань лотосовыми стопами на макушку моей головы…

·         Освободи от страданий!

·         Взгляните на меня с состраданием!

·         В обращениях-молитвах Махакале, ПэлдэнЛхамо - На протяжении всей молитвы, на каждыйтакт

·         На протяжении всей молитвы в хвалеНагарджуне

 

__________________

 

ЛАМА СОПА

ПРО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАМАРУ, КОЛОКОЛЬЧИКА И ПРО МОТИВАЦИЮ

ДАМАРУ используется только в практике Маха-ануттара-тантры, а не в Крийя-тантре. Дамару должен призывать дакинь.Дакини имеют разных уровня. Дакини -это «Небесные спутницы». Здесь «небо» связано с пустотой, я думаю, с непосредственным видением пустоты - пустоты всех явлений. Я думаю,этопостижение, пронизывающее пустоту всех явлений. Конечно, наивысшим постигающим является Будда - тот, кто на ступени «не-учения-более».

Чтобыпризывать дакини, нужно стучать в дамару. И это также, чтобы благословить ваши центры - чакры, ветры и капли. Чтобы получитьблагословениедакинь.Оноделает чакры, ветры и каплиработоспособными, и,когда вы захотите, ветер сможет войти в каналы, пребывать в них, раствориться. И тогда вы сможете остановить грубый ум исделать проявленнымнаитончайший ум.

...

Удамарудве стороны, две поверхности, и они имеют смысл: это единство метода и мудрости на пути к просветлению,это достижение и Тела-истины, дхармакайи, и Тела-формы, рупакайи.Отеци мать, что означает метод и мудрость, … - это объединение метода и мудрости.

В практике Криявы не используетедамару, нокогда дело доходит до Защитника, то есть есть до божества Высшей Тантры,в этом разделевы используете дамару. …

Когдазвучит дамару, вы дамару помещаете возле пупка… , чтобы усилить Огневицу (внутренний огонь – санскр.: чандали, тиб.: туммо). Здесь речьо высшей тантре, и из двух ее стадий – это вторая стадия, к котой относятся, например,шесть йог Наропы. …

Вы можете стучать в дамару, если это связано с защитником.

КОЛОКОЛЬЧИК. Про колокольчик: главное -это актуализировать ясный свет, усилить этотнаитончайший уровень сознания. Итак,теперь, когданаступает время звенеть, колокол вы помещаете напротив вашего сердца. … Так учили мои гуру досточтимый Зонг Ринпоче…

Итак, вы держите, и когда звените им возле своего сердца, то общий смысл в том, чтоколокольчик означает мудрость, пустоту, аваджрозначает метод. Согласно Наивысшей Тантре (аннуттарайогатантра), это великое блаженство.Поэтому вы должны держать их вместе, это метод и мудрость,… ведьвы должныдаже в сутревы практикуете метод и мудрость в сочетании.

…Так или иначе, когда вы звоните в колокольчик, это обычно зависит, конечно,от того, какая это часть практики. В основном, предлагаетсяargham, padyam, pushpe, dhupe(то есть подношения - МК). Поэтому я предлагаю всегда это делать. … Такжедля Ваджрасаттвы, когда вы читаете мантру, вы также звоните в колокольчик. Этонапомнит вам о пустоте.

 … Следует смотреть на все это как на пустое, так как они [подношения,загрязнения и т.д. - МК] пусты. Поэтому, именнодля этой цели вы звенитеколокольчиком.

Итак,вы очищаете негативную карму, медитируя о пустоте, созерцая пустоту. Так происходит очищение отрицательной кармы- в пустоте. Это очищение дурной кармы путем созерцаяния пустоты. Таким образом, обычно сам этот звук – звонозначает мудрость пустоты. Этот звук не означает никаких явлений. Хотявсе явления в данный момент и кажутся для нассуществующими самосуще, а не просто обозначенными умом, - но на самом деле они не имеют самосущего существования, даже его малейшего атома. Все явления пустые. Звукколокола означает это. Поэтому, как правило, вот чтонужно вспоминать, когда вы звените в колокол.

Теперь, почему вы звените в него возвле сердца? Это воплощает цель цель достижения наивысшей тантры. Ведь наитончайшее сознание ясного светанаходится в сердце. Не в этом [органе - МК] сердце, но «сердце» [как энергетический центр - МК], находитсямежду двух грудей, здесь, внутри центрального канала.Таким образом, чтобы, остановив грубый ум, проявить наитончайшее сознание ,сделать видимым,чтобы реализовать ясный свет, - то естьименночтобы достичь этого,вы и звените в колокольчик возлесердца.

Что произойдет, если вы актуализируете ясный свет? Есливы актуализируете ясный свет в этой жизни, тогда такой человекможет достичь просветления в этой жизни. Если мы в состоянии достичь ясного света в этой жизни, то в наивысшей тантре это стадиязавершения, когда происходит отъединение тела тела, отъединение речи, отъединение ума, и затем ясный свет.Можнодостичь такого в этой жизни, - у вас есть возможность достичь этого, стать просветленным. Это такое действие, как я уже говорил вам раньше, - как атомная бомба.

Таким образом, звон колокольчика возле сердце имеет большое значение. Имеет очень- очень важную причину. Но это объяснение, как оно дается в наивысшей тантре - не в тантре-действия (крийятантра).

 …

Прошлой ночью яслышал, как кто-то играл что-то в этом роде [звенит колоколом]…я не видел его… Но я слышалэтот звук - такой, как у индуистов. Как виндуистском храме. Или как наскалах, отмеченных красными знаками в Непале. Во всяком случае, что-то в этом роде [Ринпоче звонит колокол]. Что-то очень быстрое…Там, где скалы отмечены красными знаками, - этогдеони проводят жертвы животных… Поэтому колокольчик не должентак звенеть… Да, то что вчера я слышал от кого-то, - я не видел,кто это был, нослышал лишь этот шум, - это напоминало мне об индуистском храме.

 

 

Итак, здесь мы делаем призывание Гуру издалека…

Вы визуализируйте коренного духовного друга [Учителя - Гуру] над собственной макушкой, и затем, может быть, вы сначала читаете по-китайски, а затем повторяете [со мной].

Это должно должно заставить ум отсечь все негативные мысли, омрачения:привязанность и т. д. – все то, что не позволяет вашей практике стать Дхармой.

Затем также ипомыслы себелюбия - все это, особенно привязанность. Нам требуется сделать ум очень чистым. Тот ум, который проделывает период духовной практики, чтобы стать его очень чистым, должен отсечь все негативные мысли, особенно привязанность к этой жизни, представление [о вещах как о] постоянных.

[Ринпоче с китайской группой поют призывание Гуру издалека]

 

 

Пожалуйста,создайте очень сильную мотивацию бодхичитты [духа Пробуждения], основанную на всем, очем ранее говорилось … То есть посмотрите на сансару: это однострадание, как, например, находиться в центре огня.

Будучи в человеческом мире, находясь в царстве богов, независимо от того, какойэто удел, - везде только страдание … Как на острие иглы. Как на кончике иглы -если вы наступите на острие иглы, вот так мы страдаем. Как на терновом кусте, как сидящий голое тело, лежащее на кусте терновника, шиповника. Одно только страдание, - нет «счастья» вчистом виде.

И [думайте]: каждое адское существо - это источникмоего прошлого счастья и моих постижений,и самого просветления, того, что самое драгоценное. И затем размышляйте обо всех их страданиях. Это восемь горячих адов, восемь холодных адов, шесть окрестных и обычный ад. И [думайте]: я должен освободить их от всех страданий и сампривести их к Пробуждению.

То же самое и для голодных духов: каждый из них – источник всего моего прошлого счастья и моих постижений,и самого просветления, всегосамого драгоценного, самого доброго. Тогда памятуйте обо всех их страданиях: это пять общих страданий и особенно, самые тяжелые страдания от голода и жажды и три типа омрачений. Столь невыносимыестрадания, - ия должен освободить их от всех страданий и причинстраданий и сампривести их к Пробуждению!

 

Затем, бесчисленные животные, которые являются всего моего прошлого счастья и моих постижений,и самого просветления. Я должен освободить их от всех ихстраданий, в особенности, страдания чрезвычайнойтупости,страдания быть съеденным другими и так далее. И все эти страдания животных, подвергающиеся различным пыткам, настолько невыносимы! Я должен освободить их от всех страданий и причин страданий и сампривести их к Пробуждению!

Наконец, бесчисленные люди, -каждый из них, в том числе иокружающие меняздесь люди являются источником всего моего собственногопрошлого счастья и моих постижений,и самого просветления, и самого дорогого, самого доброго, свободы от страданий. Иэти люди переживают столько страданий! - страданий перерождений, старости, болезней и смерти, и затеммногих других проблем, и страдания наличия этихпяти [психо-физических] совокупностей. Это невыносимо! - и я должен освободить их от всех страданий и причин страданий, то естьвсех омрачений и сампривести их к Пробуждению!

И бесчисленные полубоги- асуры, и боги – дэвы:то же самое, каждый из них является источником моегосчастья имоих постижений,и самого просветления, всего самого драгоценного, самого доброго. И они так страдают! Это страдания появления признаков подступающей смертии т. д.И асуры убивают друг другаво время войн и т. д.Все это вещи, и алчность…Освободить их от всех, столь невыносимых,страданийтой жизни, которую они проживают в сплошных отвлечениях… Я должен освободить их отстраданий и причинстраданий и привести их к просветлению одним только собой, освободить их все страдания и причины, все осквернения и сам привести их к просветлению.

То же самое и существа промежуточного существования (бардо), они - источник всего моегосчастья… И[думайте], какие невероятные страданияони имеютиз-за кармических видимостей внешности, ужасающихкармических видимостей! Ядолжен освободить их от всех страданий и причин страданий и довести их до просветления!Ведь это невероятные, ужасныестрадания….

Итак, чтобы освободить их всех от всех тех страданий и причинстраданий и довести их до Пробуждения,я сам(а) должен/должна достичь Пробуждения.

[Думайте]:поэтому я собираюсь практиковать. Ядолжен/должна достичь Пробуждения! – ради этого, я буду заниматься созерцанием-начитыванием практики Сострадательнозрящего Будды (Авалокитешвара, Ченрезиг).

 

Из учений Кябьчже Ламы СопыРинпоче

по«ТысячерукомуСострадательнозрящему(Ченрезиг, Авалокитешвара)»

 (неотредактированные стенограммы)Чин-Лян, ТайчжунКаунти,

Тайвань в феврале-марте 2001 года.(Архив № 1344)

Пер. и ред. фрагментов - Маргарита Кожевникова




вернуться назад