О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

О карме и нравственности

 О карме

Коль исходная причина
даже одного плода
не проявлена бывает,
кто не будет устрашен,
и в едином результате
видя множество причин!

Арьядева "Четыре сотни строф"


         Карма – санскр.: действие. В учении Будды говорится о "законе" кармы,  
           то есть действенности всех совершенных действий тела, речи и даже ума.
           Подразумевается проявление соответствующих результатов множества
           прошлых действий в движущих импульсах существ и в их переживаниях.
           В рамках одной жизни этот закон объясняется полностью сихологическими
           и когнитивными механизмами, а в связи между существованиями – причинами,
           выходящими за рамки этой жизни, проявляющимися уже в природных задатках
           новорожденных существ.




О КАРМЕ – ПРИЧИНАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ

____________________



Ни на небе, ни среди океана, ни в горном ущелье –
не найдется такого места на земле,
где бы живущий избавился
от последствий злых дел.

Если кто-нибудь говорит или делает с нечистым разумом,
то за ним следует несчастье, как колесо за следом везущего.
Если кто-нибудь говорит или делает с чистым разумом,
то за ним следует счастье, как неотступная тень.


Слово Будды. Дхаммапада



О КАРМЕ – ПРИЧИНАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ


____________________



"Монахи, есть восемь видов воздаяния за заслуги, воздаяния за искусное [поведение], обеспечения счастья, небесного [воздаяния], ведущего в результате к счастью, ведущего на небеса, ведущего к тому, что желательно, что приятно, что привлекательно, - к благосостоянию и счастью.
Какие восемь? Это тот случай, когда благородный ученик пришел как к прибежищу к Пробужденному. Таков первый вид воздаяния за заслуги, воздаяния за искусное [поведение] … 
когда пришел как к прибежищу к Учению… когда пришел как к прибежищу к Общине…
Затем, есть пять даров, пять великих даров... Есть случай, когда благородный ученик, избегая отнимать жизнь, воздерживается от отнятия жизни. Делая так, он обретает свободу от опасности, свободу от враждебности, свободу от притеснения со стороны бессчетного числа существ. Это первый дар.
Избегая брать то, что не дано, воздерживается от взятия неданного... Делая так, он обретает свободу от опасности... Это второй дар.
Избегая разврата, воздерживается... Делая так, он обретает свободу от опасности... Это третий дар.
Избегая лжи, воздерживается... Делая так, он обретает свободу от опасности... Это четвертый дар.
Избегая опьяняющих (и наркотических веществ), воздерживается... Делая так, он обретает свободу от опасности... Это пятый дар.

Слово Будды. Ангуттара Никая, VIII.39 Абхисанда сутта.



                                      Здесь в наставлениях Будда перечисляет пять обетов буддиста-мирянина:
                                      не убивать, не воровать и т.д. 



О НРАВСТВЕННОСТИ. И О КАРМЕ – ПРИЧИНАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ


_______________________



Как тени птиц, парящих в небе,
повсюду движутся за ними,
деянья добрые и злые
идут вослед за существами.

Как отбывающий в дорогу,
еды с собой не захвативший,
идет страдать, – так в злую участь
идет, кто дел не сделал добрых.

Но те, кто запаслись с избытком
едой, – в счастливый путь уходят.
Так и творившие благое
идут в счастливые уделы.

Слово Будды. Удана-варга


О КАРМЕ – ПРИЧИНАХ И РЕЗУЛЬТАТАХ


_______________________


Практика нравственности в буддизме имеет много форм, но в основе их всех лежит нравственность воздержания от "десяти недобродетелей".
Из десяти недобродетелей три относят¬ся к действиям тела, четыре — к действиям речи и три — к действиям ума.
Три недобродетели тела таковы:
1. Лишение жизни - это убийство живого существа: от насекомого до человека.
2. Воровство: это присвоение чужого имущества другого без согласия хозяина, независимо от ценности этого имущества или от того, было ли действие совершено самолично или через чьё-либо посредство.
3. Сексуальный проступок: разврат.
Четыре недобродетели речи:
4. Ложь: обман других словами или действиями.
5. Злословие, сплетня: это внесение распри или раздора между людьми.
6. Грубая речь: это оскорбление других.
7. Пустословие: разговоры о чепухе под влиянием страстей и подобного.

Три недобродетели ума:
8. Алчность: мысли «вот бы мне это!».
9. Злонамеренность: желание причинить вред другим, большой или малый.
10. Ложные взгляды: представлять несуществующим существующее, например перерождение, закон соответствия результатов причинам (карму), Три Драгоценности.


Далай-лама XIV Тэнзин Гьяцо


О ПРАКТИКЕ НРАВСТВЕННОСТИ




вернуться назад