О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Шантидева I глава

  
Введение в деяния Героев Пробуждения

 БОДХИСАТТВА ЧАРЬЯ АВАТАРА

                                                              Перевод с тибетского М. Кожевниковой 
 
На санскрите – Бодхисаттва чарья аватара.
На тибетском – byang chub sems dpa'i spyod pa la 'jug pa (Введение в деяния Героев Пробуждения).
 
 
 
I глава
 
Поклоняюсь всем Пробужденным и Пробужденья-Героям – Буддам и Бодхисаттвам!
 
Объяснение пользы и достоинств духа Пробуждения
 
1.
С почтеньем склонившись перед Блаженным,  Владетелем Тела-учения,
с его Сыновьями и всеми достойными поклонения,
здесь кратко я изложу, согласно текстам традиции,
в обеты Сынов Благопрошедших-Блаженных  введение.
 
 
2.
Нет ничего [в написанном мной], чего б не было раньше,
не обладаю я также  искусством книгописания,
так что без мысли, что будет в том польза другим,
это пишу, чтоб в уме самому провести освоение-созерцание.
 
 
3.
Для освоения добродетелей мне сила веры [нужна],
и с этими [строфами] [вера] немножко вырасти сможет.
А если другие, кто равно удачлив со мной, увидят их, – что же! –  
польза и смысл [для них в том] будут тоже.
 
4.
Свобод-наделенностей этих[1] так трудно достичь!
Они же дают воплотить цели существ – смысл рождения.
И мне довелось обрести их! Но если пользы теперь не извлечь,
то как случится потом возможностей подлинных тех возникновение?
 
5.
Как лишь на миг из туч в кромешном мраке ночи
нам молния блестяще-совершенный вид являет, –
так редкостно, и то лишь силой Будды,
здесь в мире мысль разумная благая возникает.
 
6.
Поэтому так всегда добродетели слабы,
а зло же могуче, невыносимо! Так что, когда бы
не бодхи читта: «дух Пробужденья», – какая еще добродетель
зло  подавить-одолеть, затмить собою смогла бы?!
 
7.
Так, именно в нем видят пользу -  в том (духе) Владыки святых,
которые это постигли за много космических эр в созерцании.
Ведь силой его - существ всех бессчетных собранья
блаженно, легко наивысшего счастья способны достичь.
 
8.
Тот, кто желает все виды страданий мирских сокрушить,
тот, кто желает несчастья существ (до конца) уничтожить,
тот, кто желает во всех проявлениях счастье осуществить,
не должен тот никогда дух Пробужденья отвергнуть-забыть!
 
9
В тот миг, как лишь в сознанье зародится
дух Пробужденья, тотчас узников сансары,   
тюрьмы-круговорота, страдающих   зовут
"Сынами Будд", – и мир людей, богов пред ними преклонится.
 
 
10.
Поэтому надо всецело и крепко удерживать дух Пробуждения,
который, из тела людского нечистого происходя,
преобразуя его в драгоценное и бесценное Тело Будды,
подобен   [волшебному] эликсиру златотворения.
 
11.
Всем тем, кто желает от пребыванья в скитаниях – избавления,
поскольку единственный высший Вожатый скитальцев, исследовав до конца
своим безмерным умом, тот [дух объявлял] как великую драгоценность,
то надо удерживать крепко, прекрасно бесценный дух Пробуждения.
 
12
Другие все добродетели – словно растенье банан:
они, плоды породив, приходят к уничтожению.
Но вот постоянное древо – этот дух Пробуждения!
Плодонося, он растет и растет – возрастает без истощения.
 
13
И даже если ужасный проступок ты совершишь,
зло неизбывное, все же, как если положишься на героя,
великих опасностей избежишь, – спасешься, коль будешь на дух опираться.
Так, что бы разумным ему не вверяться?!
 
14
Он, словно Огонь-окончанья-времен [неумолимый], -
скопленья великие всех злодеяний мгновенно испепеляет.
Великоразумный Защитник Майтрея Суддходане так объяснял:
"Достоинства-качества [духа] неисчислимы!"
 
15
А если кратко сказать, то дух Пробужденья
следует так понимать в двух его видах:
это дух Пробуждения как пожелание-вдохновение,
также дух Пробуждения как деятельность-включение.
 
16
Как можно понять, в чем различие между желанием
идти - и ходьбою (желанием ехать - поездкой),
так мудрый придет к распознанию – по соответствию
последовательности этапов – и в чем различия этих двух видов.
 
17
Хотя велики результаты-плоды в круговерти,
что вдохновенный дух Пробуждения [порождает],
все ж не струятся они тем беспрерывным потоком
блага заслуг, что дух деятельный [вызывает].
 
18
Так что с тех пор, как в душе возбудишь этот дух неподдельно,
с помыслом неотступным и необратимым
думая: «Суметь только полностью освободить бы
сферы существ всех, которые беспредельны!» –
 
19
с этого времени впредь, даже пускай ты
или во сне пребываешь, иль действуешь беззаботно-бездумно,
все же благие заслуги во множестве мощным потоком  
будут проистекать небу подобны - беспрерывно и неоскудно.
 
20
А то, что это доподлинно, – то объяснялось
ради целей существ, которые  к малому устремились.
Так и в "Вопросах Субаху" о том говорилось, –
где сам Блаженный об этом сказал.
 
21
И если случается так, что, когда ты в душе помышляешь,
всего только о помощи [простой],
как, например: «Избавлю [я] существ от боли головной», -
и то неистощимые заслуги обретаешь,
 
22
так что ж про то сказать, когда желаешь
избавить каждого от бесконечных бед,
несчастий – и для каждого без счета
блага-достоинства осуществить!
 
23
И есть ли в душе у матери даже или отца,
иль у кого-то еще о помощи-пользе подобный помысел-дух?
Есть ли он у богов, у великих аскетов,
или у Чистого – Брахмы [- Вселенной Творца]?
 
 
24
Когда у тех существ о помощи себе,
даже во сне, и то не проступает
такого помысла сначала, – так откуда
сумел бы он возникнуть для других?!
 
25
И то, что у существ, о помощи себе
не мысливших, вдруг для других возникнет
доныне небывалый дух-помысел, – вот чудо! -
особо драгоценный из видов духа всех.
 
26
Как этот драгоценный дух измерить
[количеством] заслуги?! – Меры этой нет.  
Всем существам он – радости причина
и средство избавления от бед!
 
27
И если просто помысел о пользе
для всех существ – превыше поклоненья
всем Буддам по [накопленным] заслугам, что ж сказать
про это – на их счастье  обращенное – усердное служенье!
 
28
Хотя есть помысел, желание страдания избегнуть, -
на деле [существа] ведь к страданию бегут!
И счастья даже хоть они  желают, – но по глупости, как враг,
свое же собственное счастье разрушают.
 
29
Для всех существ, которым счастье отказало,
кто многими страданиями обременен,
чтоб счастьем всевозможным их насытить,
страданье всяческое прекратить,
 
30
чтоб глупость их рассеять-просветлить, –
что в той же степени [как дух] пристало?!
Еще какая сможет добродетель
сравниться в этом [с духом]? И какой
друг сможет? И какие доблести-заслуги?
 
31
Когда достоин небольшой хвалы
и тот, кто просто отплатил за помощь, -
что ж  говорить при этом про Героя Пробуждения,
который благо совершает без прошения?!
 
32
И если здесь того, кто с чувством снисхождения
существ немногих одарял порой простой едою,
достаточною на полдня, – такого, и то люди почитают
и, восхваляя, "добродетели творящим" называют,
 
33
так, что же и сказать о том, кто постоянно
бесчисленных существ  дарит даянием
непревзойденного блаженства всех Благопрошедших,
так в полноте  осуществляя их помыслы, желания!
 
34
"И если о щедром таком Сыне Победоносных
кто-то в себе зародит мысль дурную – и будет ему зла желать,
то, сколько продлилась та мысль, столько космических эр, –
как сказал это Будда, – тот будет в аду пребывать".
 
35
А произведший мысль полностью чистую, – приобретает
плод, что [в масштабах описанное] превышает!
Сыны же Будд на [зло], хотя б оно и было тяжким,
[в ответ] не зло спонтанно, –  но лишь благо порождают.
 
36
К  этим  источникам счастья, кому причиняющий зловреждение –
и тот [в итоге] со счастьем встречается, связывается все равно,
к ним иду как к Прибежищу, в чьем теле зарождено
высшее из состояний ума – драгоценный дух Пробуждения!
 


 

 

[1] 8 свобод и 10 наделенностей - характеристики особых возможностей, которые предоствляет драгоценная человеческая жизнь.



вернуться назад