О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font




Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Шантидева III глава

Введение в деяния Героев Пробуждения

 БОДХИСАТТВА ЧАРЬЯ АВАТАРА
                                                              Перевод с тибетского М. Кожевниковой 

 Глава III

Совершенное освоение духа Пробуждения 

1.
Сорадуюсь той добродетели, что несет существам
от всех присущих  дурным уделам страданий - отдохновение,
и также тому, чтобы  в счастье-блаженстве смогли пребывать
все те, кто испытывает мучение!
 
2.
Сорадуюсь добродетели произведенной, накопленной – той,
которая делается причиною Пробуждения.
Сорадуюсь, что от страданий  сансары - круговорота
те, кто телами наделены, находят верное освобождение.
 
3.
Сорадуюсь я Защите – [высшему] Пробуждению
и уровням Победоносных  с [Героями духа] - Сынами,
и добродетели океану, произведенному духа того зарождением, -
того, что осуществляет счастье всех в мире существ.
 
4.
Искренней радостью радуюсь я
блага существ всех осуществлению!
 
5.
Молю, сложив [у сердца] ладони,
всех Пробужденных всех сторон света
возжечь светильник Учения –
во тьме всех страданий существ!
 
6.
Молю, сложив  ладони, Владык,
замысливших уход свой от страданий:
«Ведь слепы существа, их некому вести, -
прошу, останьтесь на бессчетные эпохи!»
 
7.
Силою собранных мною заслуг
от совершения практики этой
пусть же все в мире, что есть, существа
смогут избавиться от страданий!
 
8.
И до тех пор, пока от болезней
те, кто болеют,  не исцелятся,
пусть  я  лекарством   стану полезным
и лекарем, и сиделкой для них!
 
9.
Пусть дождь выпадающих яств и напитков
голод и жажду уничтожает!
Когда же эпоха голодомора случится,
пусть (сам) я в еду и напитки смогу обратиться!
/ (сама) я в еду и напитки пускай смогу обратиться!
 
10.
Пусть для нуждающихся и нищих
стану сокровищем неистощимым!
Пусть рядом с ними пребуду как вещи, -
богатством их окружу разновидным!
 
11.
Пусть тело мое и богатство – все накопление блага,
благие деянья, свершенные в трех временах,
отдам без сожалений и чувства потери,
лишь бы осуществить  благо всех в мире существ!
 
12
Силою всеотдачи Ухода-от-мук достигают.
И  мысль моя [та же]  - достичь Ухода-от-мук!
Так, если всё, что имеют, [в уходе] враз оставляют,
то всем существам все отдать –  вот лучшая из отдач!
 
13.
И что же, если я отдала / отдал уже это тело
для всевозможного счастья всем, кто телами наделены,
они его получили всегда делать все, что им в радость:
[хотя бы и] убивать, обижать или бить, или что-то еще.
 
14.
Пусть с телом моим играют, [всячески] употребляют,
(хоть) сделав предметом глумления, осмеяния, надругания.
На что мне его оберегать и лелеять?
Ведь  это тело мое полностью отдано им!
 
15.
Я позволяю: пусть делают с ним всё, что лишь пожелают,
только бы действия эти не принесли им вреда!
Когда  бы ни обратились ко мне они [помыслом, взглядом],
пусть то не пройдет без пользы ни для кого из них!  
 
 
16.
И кто бы ни обратился ко мне [помыслом или взглядом],
в любом состоянье ума - гневе иль благоговении,
пусть это станет причиной, чтобы всегда достигали
они в своих целях полного осуществления!
 
17.
И  кто бы мне что ни сказал или сделал дурного,  
вред бы мне причинил или всячески   издевался,  –
все это пусть, ничего. Но [только] б смогли оказаться
все они теми счастливцами, что обрели Пробуждение!
 
18.
Так пусть я сумею [для этих существ]
для беззащитных – быть их защитой,
для заблудившихся – проводником,
стать кораблем – для плывущих по морю,
прочным мостом – в переправе на реках,
 
19.
убежищем - тем, кто в опасности убегает,
светильником – тем, кто без света во тьме прозябает,
прибежищем стать для того, у кого нет жилища,
и всем, кто в нужде, пусть всегда смогу быть слугой!
 
 
20.
Пусть всем существам я сумею исполнить желания,
как будто [я] - Всеисполняющая драгоценность,
как древо желаний, как ваза волшебная – «рог изобилия»,
как панацея-лекарство, как чудодейственное заклинание!
 
21.
Пусть я смогу быть, как будто «земля»  и остальные стихии,
пусть небу-пространству буду подобным/-ой в своем пребывании –
и так для разных существ, столь многих, что не помыслить,
всегда пусть смогу быть опорою для выживания!
 
 
22.
Для тех, что собой заполняют  до края пространство, -
существ во всех сферах, какие лишь существуют,
опорою жизни пусть буду - до тех пор, покуда
ухода-от-мук  они полно не реализуют!
 
 
23.
Как Благопрошедшие делали прежде
и дух Пробужденья в себе порождали
и как совершали потом поэтапно
те практики, что исполняет Герой Пробужденья,
 
24.
так точно и я ради пользы и блага живущих
в себе разовью тоже дух Пробужденья
и практики, что исполняет Герой Пробужденья,
я поэтапно все буду практиковать!
 
25.
Вот так тот разумный, кто в совершенстве
дух Пробужденья в себе обретает,
в конце еще, чтобы усилить его,
пускай дух такою хвалой восхваляет:
 
26.
«Теперь я владею плодом этой жизни, —
счастливо стяжав свою жизнь человека,
сегодня в роду Пробужденных родился /-лась,
теперь уж отныне я — сын /дочь/ Пробужденных!»
 
27.
Теперь при любых обстоятельствах, что б ни случилось,
к делам приступать стану я соответственно роду -
во всем поступать таким образом буду, чтоб род этот славный,
в котором ни в чем нет изъяна, мне не запятнать.
 
28.
Подобно тому, как могло получиться,
что в мусорной куче найти драгоценность
сумел бы слепец, - так же дух Пробужденья
неведомо как  смог  во мне зародиться!
 
29.
Он – тот нектар наивысший, что Царя-смерти, 
над всеми живущими властвующего, побеждает.
Он – та сокровищами неистощимая кладовая,
которая нищету всех существ полностью уничтожает.
 
30.
Он – наивысшее в мире лекарство,  которое болезни существ
всесовершенно успокаивает, исцеляет.
Для путников, кто от странствий по миру изнемогает,
он – дерево,  которое отдых предоставляет.
 
31.
Он – мост всеобщий для  всех в этом мире существ,
который  к свободе ведет  из дурных уделов рождения.
Он – как луна на восходе, что [светом прохладным] дает
всем, исстрадавшимся от омрачений, отдохновение.
 
32.
Он – то светило великое, солнце, которое окончанье несет
существ ослепляющему неведенья замутнению.
Он –  самая суть,  извлеченное «масло»,
полученное пахтанием молока святого Учения.
 
33.
Тем путникам приходящим, какие дорогами мира  бредут
и наслаждение счастья испытывать жаждут,
он к наивысшему счастью приблизиться позволяет
и пиром великим существ тех удовлетворяет.
  
34.
Так, сегодня перед Защитниками – Прибежищем созываю
всех существ, чтобы были гостями моими они на пиру!
Состояние  Благопрошедших и переходное счастье я им предлагаю.
И  пускай, торжествуя, ликуют демоны, боги, другие [скитальцы в миру]!
 
 



вернуться назад