О центре
Обучение
Тексты
Проекты
Медитации
Контакты
standard fontlarger font


Поддержите наш центр




Переход на исходный сайт центра Арьядевы


aryadeva.spb.ru

Шантидева VII глава

Бодхисаттва чарья аватара
тиб.:  byangchubsemsdpa'ispyodpala 'jugpa

Введение в деяния Героев Пробуждения

пер. с тиб. М.Кожевниковой
Усердие
 
1.
Вот так приступлю развивать я с терпеньем усердие,
поскольку само Пробуждение из усердия проистекает.
И так же, как если нет ветра, то нет и движения,
подобно тому без усердия добродетель не возникает.
 
2.
Усердие – то, в чем есть радость по отношенью к благому.
А если назвать состояния, что усердию противоречат, -
то лень, устремленье-пристрастье к дурному,
апатия-небрежение и самоуничижение.
 
3.
Из безразличия или из услаждения вкусом блаженства,
из-за влечения, вызванного впадением в сон,
из-за того, что страданием круговерти не удручен, -
от этих [причин] случается лени происхождение.
 

4.
Итак, отчего же и до сих пор еще /я не понял/ мною не понято[1]:


[1] Поскольку текст предполагался самим Шантидевой как практический для него лично и для тех, кто "равно удачлив"… ,   переводчик для возможности практикующим женщинам естественно использовать текст как основу для медитаций ввела в русском переводе, где формы глаголов , прилагательных и т.д. отличаются по родам,  версию женского рода.
 
ведь я омраченьями /загнан и пойман/ загнана, поймана,
поэтому я в засаду перерождений попался/ попалась,
и так в самой пасти Владыки-смертей оказался/ оказалась.
 
5.
Но вот, хотя здесь убивают существ одного с тобой вида,    
[скажи,] неужели ты этого не увидел(а)? 
Однако, если впадает кто-то в таких обстоятельствах в сон,
тот буйволу перед забойщиком должен быть уподоблён!
 
6.
При том, что ведь полностью путь отсечен,
и  смерти Владыка [в лицо тебе]   смотрит,
как можно тогда наслаждаться едой?!
И как только в радость тогда может быть сон?!
 
7
А если ко мне недалекая смерть подступает,
пока что до этого буду я сбор [добрых дел] накоплять.
Ведь даже хотя свою лень и отброшу в час смерти, -
тогда, когда времени нет, что смогу предпринять?!
 
8.
Когда же не сделаю этого или пребуду,
начав совершать, или сделав наполовину,
то, стоит Владыке-смертей внезапно явиться, - я буду
[терзаться] от мысли: «О, ужас! Конец мне, я гибну!»
 
9.
Тогда мои близкие будут [стоять] в страхе – под властью
страданья: с опухшими, красными [от рыданий] глазами.
Они потеряли надежду, - их лица облиты слезами.
И вот Гонцу Смерти в лицо я тогда посмотрю.
 
10.
Тогда  почувствую муку, припомнив дурные деянья,
тогда звуки ада услышав, я ужаснусь,  
тогда нечистотами тело покроется, как одеяньем, -
и что в это время безумья я сделаю, [хоть и возьмусь][1]?!
 
11.
Уже в этой жизни таким ты исполнишься страхом, -
когда будешь биться, как рыба живая, крутясь.
А что же о созданных злом муках ада тогда говорить,
которые [никому не под силу] переносить!
 
12.
И если, лишь стоит [когда] кипятком обвариться,
уж этому нежному телу становится до смерти горячо,
то как я, создав себе карму для адских мучений,
теперь в блаженном покое могу находиться?!
 
13.
Усердия я не имею, - зато результатов желаю;
ранимый-чувствительный/ чувствительная-ранимая/
- я много боли встречаю;
объятьями смерти охвачен(а), - веду себя, как божество, -
и вот возоплю: «Горе-горе! Страданья меня сокрушают!»
 
14.
В лодке человеческого тела
ты пересеки страданий реку.
Будет трудно впредь добыть ту лодку.
Так, не спи, глупец, пока есть время!
 
15.
А если отбросишь радость святого учения
из всех бесконечных причин для радости высшую радость,
что толку тогда  тебе радоваться отвлечениям,
всем этим причинам страданья, и состояниям возбуждения?!
 
 
16.
Апатию-малодушие исключая, и силами вооружась,
я, рвение проявляя и взяв над самим/ самой собой власть,
[примусь за духовную практику] - с другими себя уравняю,
а [позже] местами друг с другом себя и других обменяю.
 
17.
А  малодушные мысли: «Какие, мол, там [надежды]
на Пробуждение  мне!» -   не буду я допускать.
Об  этом ведь говорил Благопрошедший -
истину эту изрек   Истинно-Рекший сам.
 
18.
Поскольку и те, кто [сейчас] - пчелы, оводы, мухи и комары,
такие, и то, если силу усердья в себе породят,
они тогда [достиженье], что трудно осуществить, -
само Пробуждение наивысшее осуществят!
 
19.
А я и такие же родом, как я, кто родился людьми,
поскольку способны вред с пользой   распознавать,
коль только не будем деяния Пробуждения отвергать,
тогда почему Пробуждения мы не могли бы стяжать?!
 
20.
Но можно сказать: «Оттого, что потребуется отдавать,
жертвуя, руки и ноги свои, - я страшусь».
- Так, это ведь без анализа о том, что трудно и что легко,
не более, чем просто глупостью вызванное «Я - боюсь!» 
 
21.
В несчитанные  миллионы космических долгих эпох,
уже подвергался/ подвергалась я рассечению,
пронзали меня и  сжигали, и расчленяли, -
но этим не удалось мне достичь Пробуждения.
 
22.
А тут ведь страдание при моем достижении
[великого] Пробуждения будет иметь меру, пределы!
Это подобно страданию раны, когда разрезаю я тело,
чтобы вредящую мучащую занозу извлечь.
 
23.
И все ведь врачи своим врачеванием,
хотя неприятное причиняют, - болезни уничтожают.
Вот так небольшое страданье нам надо терпеть
затем, что страдания многие это [страдание] побеждает.
 
24.
Но непохожее на это леченье расхожее
Высший из лекарей употребляет –
нет, очень мягкие методы применяя,
болезни безмерно великие он исцеляет!
 
25.
Сначала этот Вожатый велит научиться свершать
даянье [хотя б] овощами и чем-то подобным.
Привыкнем к такому и дальше - позднее уже
сумеем мы так постепенно и тело свое отдавать.
 
26.
Когда же о собственном теле мы будем так помышлять,
как будто оно с овощами и чем-то подобным им схоже,
тогда, чтобы тело и прочее [все] отдавать,
что в этом уже будет трудным, иль сложным?!
 
27.
Поскольку откажемся от дурного, - не будет страданий.
А если есть мудрость, - того, что не радостно, нет!
Вот так, [лишь] одни заблуждения и злодеяния
и причиняют для тела и для сознания нашего вред.
 
28.
Когда добродетель [приносит] телеcное   счастье,
а мудрость же счастье ума [полностью осуществляет], 
с чего б Милосердцы тогда состоянье уныния и печали,  
хоть в круговерти во благо других и остаются, -[переживали]?!
 
29.
Вот так свою силу  являет дух Пробуждения:
он все злодеяния прошлые уничтожает,
он океан благих заслуг собирает,
и так, - объясняется – [практику] Слушателей превышает.  
 
30.
Поэтому если уже оседлали «коня» - дух Пробуждения,
который все тяготы и уныние устраняет,
кто станет, узнав этот дух, малодушию предаваться,
когда от блаженства к блаженству будет передвигаться!
 
31.  
Опора, резервы к тому, чтобы цели существ исполнять, -
воодушевленье, настойчивость, радость и отпускание-передышка.
И так воодушевление следует [мне] размышлением
о страхе страданий, достоинствах [целей] в себе порождать.
 
32.
И вот как противоречащее отрину: чтобы усердие развивать,
я силой воодушевления, уверенности в себе,
радости и отпускания, буду, ревностно приступив
и овладевая, усилия [всяческие] прилагать.
 
33.
То зло, которое неизмеримо [настолько много его],
свое и других, надо мне [всеми силами] побеждать,
хотя бы море эпох - [без счета] космические эпохи
любое из всех этих зол пришлось бы уничтожать.
 
34.
А если в себе  не увижу даже и части
начала стараний к тому, чтобы все это зло истреблять,
то как мое сердце может не разорваться:
когда это мне ведь в безмерном несчастии пребывать!
 
35.
А [также еще] то, что требуется осуществлять, -
немало качеств-достоинств, своих и других,
хотя бы любое из качеств космические эпохи
[без счета] - море эпох пришлось мне осваивать-развивать!
 
36.
Однако   ведь я-то даже и части их никогда
не породил(а), (их) осваивая, с ними свыкаясь.
И вот - все рождение, как-то отысканное, [получается]
так странно! - без пользы я, значит, / потратил тогда! / вообще провела!   
 
37.
Ведь я подношений не сделал(а) Победоносцу,
блаженства великого пира / я не поднес/ не поднесла /
деяний ради Учения  не совершил(а)
и помыслов бедняков в реальность не воплотил(а ).
 
38.
И если в опасности я безопасностью не наделял(а),
а тем, кто в упадке, я счастья не даровал(а),
тогда я единственно что [этим всем] порождал(а) –
страданье и боль в материнской утробе [себе].
 
39.
И то, что со мною прежде [случалось], и то, что сейчас, –
все оттого, что стремление к Дхарме мне довелось отвергать,
поэтому-то все лишенья случались со мной и случаются.
Раз так, кто ж  [захочет] стремление к Дхарме терять?!
 
 
40.
Мудрец (Пробужденный) поведал, что корень-основа
добродеяний  всех, что ни есть, – стремление к ним.
А корень того - в созерцании, освоении снова и снова
всечасно, как в созревании [причины] приносят плоды.
 
41.
Душевные огорчения и [всяческие] страдания,
опасности-страхи во всем их многообразии,
утрата того, что для нас бывает желанным, -
все это берется из поведения с дурными деяниями.
 
42.
А тем, что осуществляю помыслы блага в деяниях,
[затем], куда б ни направи/лся/лась, в то ли, это ли место,
по милости добродетели в этом месте и том [повсеместно]
объявится выгода [зрелых] плодов - явное (мне) почитание.
 
43.
Когда  же  зло совершаю, хотя [себе]   счастья желаю,
куда б ни направи/лся/лась я, в то ли, это ли место,
но вследствие зла в этом месте и том - [повсеместно]
оружьем страданий / буду я сокрушен/ я буду сокрушена.
 
44.
Вследствие добродетели стану Сыном Благопрошедших, 
с телом высшим: из лотоса, что в свете Муни раскрылся, возникшим,
питаясь прекрасною речью Владыки, великолепие разовью,
и так перед самим Победителем – Буддой
в сердце прохладного лотоса, великого, ароматного я пребуду.
 
45
А вследствие множества недобродетелей вот что случится:
страшная боль, когда кожу сдерут служители Ямы – Царя мира мертвых
и медью, расплавленной пламенем адского жара, мне тело зальют,
и сотня пылающих копий, мечей, мне плоть рассекая, вонзится,
и я на чудовищно раскаленный железный пол упаду.
 
46.
Поэтому я к добродетелям  буду стремиться
и с почитанием-верой осваивать их – созерцать.
И так, приступив в ритуале «Победный стяг ваджра»,
возьмусь я гордую [веру-в-себя] медитацией развивать.
 
47.
Проанализировав  способы действий первоначально,
я или возьмусь начинать их, иль не возьмусь.
Ведь [может быть] лучше не начинать их - и не браться.
Однако, если начну я,  - назад уж не повернусь!
 
48.
Иначе в будущих жизнях такое станет привычным, -
[а в результате] зло и страдание распространится.
И для других (дел), - хотя б  пришло время и [вызревшего] плода,
но будет слабее [тот плод] иль не сможет осуществиться.
 
49.
Я стану трех видов гордость [веру-в-себя] применять:
по отношенью к работе, к способности, к омрачениям.
«Я сделаю это один/ одна!» -  гордость, [вера-в-себя]  
по отношенью к работе в таком формулируется выражении.
 
50.
Поскольку нет власти над омраченьями, то этот мир
не в силах и собственных целей осуществить.
А раз  существа [поступать]  неспособны так же, как я,
тогда  я [для них] сам(а) это буду вершить!
 
51.
Но если   другие заняты низшей работой, -
тогда я-то что пребываю (без дела)?
[Иль это] по гордости я не берусь делать что-то?
Той гордости  лучше бы не было у меня!
 
52.
При встрече с мертвой змеею – даже ворона, и та
ведет себя схоже с Гарудой – «В-пространстве-парящим».
И [так же] - если /я сам/сама я/ выкажу слабость, тогда
упадок, даже и малый, оказывается вредящим.
 
53.
Из малодушия от усилий отказываются. Но как
из отступления [от усилий] возникнет Освобождение?!
А горделивая [вера-в-себя] дает усилия рвения,
и их даже большое [что-то] сможет с трудом одолеть!
 
54.
Поэтому буду своею твердостью духа
различные виды упадка я сокрушать.
А если упадок меня одолеет, тогда просто шуткой
окажется то, что / желал я/желала/ победно три мира все обуздать.
 
55.
Но я всеохватной победы достигну!
Себя же не дам победить никому!
В такой горделивой [вере-в-себя] пусть пребудут
Сыны Льва (из рода людей) – Победителя Будды.
 
56.
Такой же, кого сокрушила гордыня, -
не тот он, кто гордо уверен в себе, но – омраченный.
Кто верит в себя, не поддастся ведь вражеской власти,
а этот [напротив -] врагу гордыни поддался.
 
57.
Но если я буду самодоволен/ самодовольна в гордости омраченной,
то так эта гордость направит меня в дурные уделы:
к крушенью для пира и радости человеческой жизни,  пределу, -
[придется рождаться] слугой, доедающим  пищу других.
 
58
А если включать и тех слабомощных и глупых,
непривлекательных,  презираемых всеми
аскетов, самодовольством надутых,
в [число] «горделивых – имеющих веру в себя»,
так, что еще будет настолько же жалким тогда?!
 
59
Такой, кто гордыню пресек, чтоб гордыню-врага победить,
такой – как раз «горделивый», и он – всепобедный герой.
Распространенье гордыни-врага тоже он победит
и ради существ результаты желанные полностью осуществит.
 
 
60
И если  в толпе омрачений придется мне быть,
то  тысячью способов стану я крепко держаться:
так c лисами, прочими тварями лев [способен сражаться].
И полчище омрачений   меня не сможет побить.
 
61
Когда  и великая даже опасность случится,
тогда  человек охраняет [именно] «ока зеницу».
Вот так же, пускай и в  опасность великую я попаду,
однако под власть омрачений не подпаду!
 
62.
Уж лучше пускай я погибну в огне,
иль лучше отрубят пусть голову мне,
но ни за что на колени не опущусь
[к ногам] омрачений – врагов!
 
63.
А всякое дело, которое требуется совершать,
я буду настолько же страстно желать,
как те, кто желают плодов своей счастливой игры.
Не насыщаясь делами, я буду от дел ликовать.
 
64.
Хотя ты [обычно] и делаешь дело для счастья,
при этом не знаешь, наступит то счастье иль нет.
А если и сами дела становятся счастьем,
то как, кроме них, будешь счастлив, когда дела нет?
 
65.
И если в желаньях желаемым я не способен/способна [никак] насыщаться,
как медом, [оставшимся] только на лезвие - остром крае ножа,
тогда разве тем, что несет, созревая, покой мне и счастье,
[творением ] этих добродеяний могу ли удовлетворяться?! 
 
66
Как слон, истомившись полуденным солнцем
к прохладному] озеру тотчас стремится бросаться,
вот так же и я: чтобы дело закончить, –
за это же дело опять и опять буду браться!
 
67
Но как только силы мои ослабнут и истощатся,
тогда, чтобы дело потом продолжить и снова трудиться,
мне надо остановиться. Когда же сделано дело успешно,
оставлю его, - с желанием следующих [дел] и дальнейших!
 
68
Как  старый боец, в бою с врагами встречаясь,
умеет скрестить   мечи на переднем краю,
так  я, от оружия   омрачений [мастерски] уклоняясь,
своих врагов – омрачения [все], сокрушая, побью.
 
69
И если боец свой меч уронит в сраженье,
скорее его опять со страхом хватает,  
вот так же  и я – когда потеряю внимательность-вооруженье,
скорее опять ухвачу, про ужас адов вспоминая!
 
70.
Как яд, если крови уже он достиг,
тогда и по телу всему просочится,
вот так же, коль зло себе подступ найдет,
тогда по всему уму распространится!
 
71
Как тот, кто горчичного масла полный сосуд несет,
и стражник с мечом его рядом сопровождает,
грозя ему смертью, коль только он масло прольет, -
вот так же быть собранным практикующему подобает!
 
72
Когда  на колени ко мне змея заползет,
тогда подскочу я, [наверное,] поспешно.
Вот так, лишь подступят сонливость и безучастность,
с поспешностью преодолевать их буду тотчас же!
 
73
И так, лишь проступок случится, пускай всякий раз,
за это себя поругав, буду длительно я размышлять:
«Такого со мной ни за что впредь никогда не случится!
Вот так-то и так-то буду я поступать!»
74
И то, как во всех этих случаях применять
внимательность, - это осваивать стану. Ее освоенье
послужит причиной, чтоб вызовы мне принимать
или дела обоснованные совершать, - к ним проявляя рвенье.
 
75
Я всячески буду заранее - прежде, чем дела совершать,
про осмотрительность, что было  сказано,  памятовать,
чтоб  сила имелась во всех [совершенных деяньях],
- и так, легко поднимаясь/ легка на подъем/, стану [к делам] приступать.
 
 
76
Как ветер, летая туда и сюда, этим движеньем 
власть проявляет над хлопковой тканью, ее подчиняет,
подобно и я под власть [подвигающей] радости попадаю,
- и так обрету все  [духовные]   достиженья!
 


[1] По комм. «тогда, когда не будет времени, прилагая усердие, что сделаю?! Поэтому сейчас же надо усердствовать в добродетели». – f. 81a.



вернуться назад